Резьба по дереву в центре Махачкалы


Художественная резка по дереву в виде горного аула не так давно появилась в центре города возле здания министерства культуры. Скульптуру заметили в социальных сетях, о работе написали сначала региональные, а затем и федеральные СМИ, а авторы работы занялись заказом администрации Махачкалы на центральной площади. Сначала общественность билась в догадках, какой рукодельник сделал городу столь щедрый подарок, и кому в голову пришла идея облагородить пень некогда срубленного дерева. Вскоре выяснилось, что горный аул, вырезанный на пне спиленного дерева – это дипломная работа выпускников Дагестанского художественного училища Мирзы Шахманова, Магомеда Атрачева и Абдулпатаха Мирзоева, а идея взять в качестве материала для работы искореженный пень принадлежит руководителю дипломников и преподавателю училища Магди Караеву.

Не прошло и месяца после получения диплома, и выпускникам поступил крупный заказ. Две крепости и горное село – таков замысел последней работы.

Пока Мирза Шахманов и Магомед Атрачев стругали старый пень спиленного дерева, их работа все время была на виду. Дипломный проект, получивший множество положительных откликов, художники выстругивали из акации, на площади работать пришлось с пнем тополя. – Тополь мягкий, с ним легче работать, – говорит Мирза. – Но сложность работы в том, что это высохшее дерево – ему до срубания было 60 лет.

Свои нюансы есть у каждого дерева. С податливыми стволами работа идет быстрее, а из плотных пород дерева можно выстругать мелкие, изящные детали.

На первом этапе действия скульпторов больше похожи на работу дровосека. Топором и бензопилой снимается кора и грубые внешние годовые кольца. Затем ребята берутся за стамески и зубило, и из корявого пня начинает проступать силуэт скульптуры. Тук-тук-тук – раздаются по парку стуки киянок о рукоятки инструментов. Удар за ударом, шаг за шагом мастера оттачивают детали конструкции.

Когда работа почти готова, на саклях вырезаются углубления, имитирующие каменную кладку. Для защиты от погодных условий и придания благородного блеска резка покрывается антисептиком.

Рядом на лужайке расстелен ватман с набросками – это план работы, на который изредка оглядываются ребята. Но далеко не все идет по запланированному сценарию: дерево само диктует форму будущей скульптуры. Так, во время работы обнаружилась расщелина в стволе, которая теперь стала оврагом на горном склоне. Советы дают и прохожие, кто-то подскажет вырубить ступеньки на месте гладкой дорожки, кто-то скажет, что не хватает ручейка, а чья-то фантазия заносит требовать установки канатных дорожек и государственных знамен. Мирза и Магомед слушают каждого, иногда, следуя советам, вносят коррективы в работу, ведь со стороны виднее.

Работа долгая и кропотливая. Рядом лежит лейкопластырь, потому что при резьбе заточенными резаками случаются порезы. За строганием дерева резчики в течение трех недель проводили по 8-9 часов в сутки. От чего страдать ребятам точно не приходилось, так это от недостатка внимания. С первого дня работы их окружали и любопытные зеваки, и вечно спешащие люди с дипломатами, полными бумаг. «Хоть бы люди ничего не сломали, хоть бы никто не испортил», – слышится опаска почти из каждых уст.

Не прекращая трудиться Магомед и Мирза отвечают на вопросы. Путь в художественное училище у каждого был свой. Мирза признается, что не отличался тягой к учебе в школе, но с детства любил мастерить руками. В выборе профессии последовал наставлению отца – художника, который хотел видеть в сыне продолжателя семейного дела. Магомед уверяет, что еще четыре года назад шел в училище с твердым намерением посвятить себя резьбе по дереву. Единодушны молодые люди в выборе источника вдохновения – плавных и многогранных архитектурных работах испанца Антонио Гауди.

Наблюдая за усердной и настойчивой работой резчиков, с трудом верится, что их судьба могла сложиться иначе, а ведь все решил случай: удачная затея и грамотное воплощение дипломного проекта привлекли внимание к никому не известным художникам, и теперь Мирзе и Магомеду точно не придется сидеть сложа руки. Резьба в форме зверушек для детского парка развлечений, работа с пнями в других парках и частные заказы – все это проекты, преступление к которым с нетерпением ожидают новые заказчики.

 

Текст: Раисат Сиражудинова