Безымянный в мире дизайна


В конце сентября в Москве в седьмой раз прошел «Designprosmotr» - мероприятие, на котором профессионалы в области дизайна делятся опытом с теми, кому он необходим.

Наряду с бренд-консультантом «Front:Design» Андрем Кожановым, автором курса «Инженеры впечатлений» Иваном Богдановым, основателем агентства «Супрематика» Вовой Лифановым со сцены Просмотра вещал спикер из Дагестана – ведущий дизайнер «Life.ru» Данил, больше известный под псевдонимом No Name.

В теме выступления, которая называлась «Мемология за пол-литра и одну ночь», No Name рассказал про комбинирование удачных решений в дизайне с современными трендами, а также поднял «тему, о которой никто не говорит, но все делают — воровстве идей и инструментов». Но сначала флэшбэк от первого лица.

Профессии «дизайнер» я по-прежнему не признаю

Профессия дизайнера гораздо шире, чем многие люди и даже дизайнеры себе это представляют, потому что хороший дизайнер — это поверхностный специалист во множестве областей, который должен комбинировать успешные решения дизайнеров и изобретателей до него. Мир без графических дизайнеров проживет, а вот без людей, которые понимают, как делать дизайн — нет. Это выражается во всем: в изделиях, в организации систем, в комфорте взаимодействия с миром. Если придерживаться эволюционной модели, то, наверняка, обезьяна, которая придумала колесо первой, была чуток дизайнером, потому что позаимствовала идею круглых булыжников, скатывающихся с горы, у природы, и чтобы облегчить себе жизнь адаптировала увиденное в другой сфере. Так и повелось. Как таковой профессии «дизайнер» я по-прежнему не признаю, хоть и занимаюсь дизайном.

Что же касается самой карьеры, то работать я начал аж в 2002-м году, потому что меня вынудили обстоятельства и приходилось, будучи 7-8-классником после уроков бежать в редакцию «Максим», чтобы быстрее сверстать свежее дагестанское приложение в газету «Аргументы и Факты». Именно тогда я открыл для себя мир дизайна, изучая простенькие уроки по фотошопу из Интернета.

В 2005-м году, собрав маленькое портфолио графического дизайнера, и выполнив тестовое задание, я поступил на работу в типографию\рекламное-агентство «Пресс-маркет». Руководству очень понравилось, что я довольно быстро выполняю работу и схватываю «на лету», но спустя пару месяцев меня поставили перед выбором: либо я перехожу на фуллтайм, либо ухожу с работы, после чего я ушел на другую работу по моей профильной специальности инженера, где наконец понял, что такое терпение и способность выполнять долгосрочные проекты по плану.

Начало

После окончания контракта я отправился «на удачу» в 05.ru. Пройдя собеседование, и, показав своё портфолио, которое сейчас вызывает только слезы и отвращение, руководитель лично одобрил мою кандидатуру и взял на только сформировавшуюся должность маркетолога. О маркетинге тогда я не знал ничего, но хватило буквально полугода, чтобы разобраться в основах специальности и начать комбинировать дизайн в рекламе. Чувство гордости, которое меня переполняло, когда я самостоятельно нарисовал, выбрал место и повесил свой первый рекламный биллборд в центре города, переполняло меня больше, чем в момент, когда я получил диплом о высшем образовании. Потом их было сотни. В 05.ru я научился множеству вещей, связанных с владением сразу разными программными пакетами. Там же я снял свой первый рекламный ролик, провел своё первое исследование и старался «креативить» во всём.

Через несколько лет наступил момент морального истощения и стагнации. Такое бывает, когда много лет работешь на одну компанию и мозг перестает генерировать новые идеи в этом сегменте рынка. Благо именно в этот момент мне встретился Гаджимурад Раджабов из рекламного агентства «Медиафакт» и Омахан, познакомивший меня с бизнесменом Гаджи Зулумхановым. Так, с искренней благодарностью распрощавшись с 05.ru, я перешел на работу в сеть Pascucci, и одновременно вел второй фронт в агентстве Медиафакт.

Ощущения были примерно такие, какие после школы бывают у первокурсника. Ты сразу понимаешь, что всё чему тебя учили было просто не важно. Совершенно другие скорости работы и объемы задач. Если в 05.ru на тот момент мы вешали 2-3 биллборда в месяц в городе и проводили пару рекламных кампании в год, то в Pascucci одновременно могло быть до 10-15 биллбордов, целый вагон печатной продукции, и 12-16 рекламных кампаний в год. Это была проверка на прочность, которую я, к своему удивлению, прошел вместе со своим тогдашним коллегой Исламом Магомедовым, вовремя мотивировавшим и подгонявшим нужными рычагами. Вместе мы сделали фирменный стиль Bon Appetit, Зеленого яблока, Pascucci и еще множества заведений.

Другая сторона

Параллельно с этим развивалась огромная работа с агентством «Медиафакт». Гаджимурад Раджабов — человек, который первым и единственным разглядел во мне талант к копирайтингу и оригинальным концепциям, и позволил его развить. Именно с Гаджимурадом и «Медиафактом» мы в итоге реализовали такие крупные кейсы как ребрендинг Дагестанских авиалиний, создав помимо фирменного стиля и рекламных роликов еще дюжину выпусков бортового журнала, который по уровню дизайна опережал все глянцевые журналы в регионе на годы вперед. Сделали массу бренд-кейсов и рекламных кампаний для десятков бизнесов. Это был бесценный опыт, который позволил мне еще на тот момент получать предложения от множества работодателей.

Падение

Потом внезапно наступила черная полоса длинной в годы. Я менял работодателей, переходя от одной должности к другой, в надежде хоть кому-то помочь достичь вершин, а самому финансового благополучия. Но путь оказался тупиковым. Мне платили, как им казалось, много, но требовали раз в 20 больше. Я примерил на себя роль «корпоративного дизайнера» во второй раз и делал всё — от какой-нибудь визитки, до режиссуры рекламного ролика, написания бизнес-планов и даже иногда грузчика или уборщика. В итоге я ничего не заработал кроме стрессов, переутомления и полного провала по всем фронтам.

«У нас такое не поймут»

Проблема дизайна в Дагестане всегда заключалась в том, что у местных дизайнеров может быть чувство вкуса, навык владения инструментами или недюжинное упорство, но оригинальные концепции и идеи почти напрочь отсутствуют. Где-то они боятся их реализовать (или даже показать), где-то не дожимают или не могут выжать, потому что многие заказчики, как роботы повторяют одну фразу, которая убивает напрочь всё — «У нас такое не поймут».  Когда человек начинает говорить такое — он либо уже прошел этот этап в бизнесе и сделал что-то неправильно, либо он просто сам примеряет на свой бизнес вывеску «банкрот». Только оригинальные решения и выстроенная работа с брендом позволит заслужить лояльность потребителей в малом и среднем бизнесе. Жаль это не все понимают, и стараются изначально позиционировать себя как какая-нибудь федеральная сеть компаний, распыляясь во все стороны. Кафе вместо того чтоб сделать в меню 3-4 блюда, но лучших, делает 50 «так себе». Рекламная компания вместо четкой специализации по брендингу или сайтам берется за всё подряд – от вывесок и визиток, до печати на пакетах и надувных шарах. Магазин электроники стремится быстрее угодить вообще всем покупателям, в итоге менеджеры в нём порой не могут связать двух слов, если столкнулись с необычной просьбой клиента. Это стрельба из пушки по воробьям. Так не работает уже никто и нигде в городах-миллионниках.

В итоге плюнув на работу в офисе, я решил, что больше никому не позволю втирать мне дичь типа «у нас такое не поймут» или «сделай сейчас так-себе, потом нормально переделаешь» и начал работать на себя и своё портфолио. Мы с другом открыли в Санкт-Петербурге агентство «Бюро», и я начал выжимать себя так, чтобы мне не было стыдно за свои работы и не приходилось оправдывать провал фразой «так клиент захотел». Так я отбросил мечту освоить 3D, анимацию и сконцентрировался только на двух вещах — брендинг и ux\ui-дизайн.

Один за другим появились сильные и мощные кейсы, которые я могу сегодня показывать на любом уровне, и не буду воспринят как новичок, никто в них не увидит «парня из провинции». Затем пришли крупные питерские, московские и зарубежные клиенты.

Параллельно с этим я устроился работать на фуллтайм в крупный новостной холдинг в Москве, потому что я уже тяжело представляю свою жизнь без СМИ, а опыт работы там просто бесценен. Но это всё уже отдельная история.

Design prosmotr

Вот уже 7 лет подряд простые ребята из Санкт-Петербурга собирают самых популярных и известных дизайнеров со всей страны, чтобы те за пару дней в ходе мастер-классов, интенсивов и лекций поделились своими знаниями с окружающими. Каково же было моё удивление, когда в эту уважаемую и очень знаменитую тусовку из спикеров меня пригласил Александр Мальцев – он же организатор Design Prosmotr. Выступать на одной сцене с людьми, по чьим книгам я учился, чьи подходы и методы копируют маркетологи и дизайнеры по всей стране и чьими собственноручно разработанными шрифтами пользуется вообще вся реклама в России — большая честь. 

Хоть я и всегда придерживался мнения, что хороший специалист чаще всего не катается по симпозиумам и конференциям, а сидит и упорно работает в своей избушке, но с Просмотром я ошибся.

И раз уж меня пригласили, надо было произвести впечатление. Решив, что показывать работы надо перед клиентами, а не перед другими дизайнерами, которые с вероятностью в 90% не приведут к тебе новых клиентов, то в своем выступлении я решил не рассказывать про свои кейсы, а рассказать о том, о чем никто не говорит, но все делают — как воровать чужое, но не быть пойманным.

Параллельно надо было устроить максимально фееричный выход. Я расписал целый десяток идей, часть из которых отсеялась по ходу подготовки к выходу. Учитывая, что я из Дагестана, на мне обязательно должен был быть надет национальный наряд  — папаха с буркой. Свободный экземпляр костюма нашел для меня Гаджи Атаев в Московской школе лезгинки. На сцену я выходил под трек Тимура Умарова «Тут Дагестан», а на груди у меня сверкал логотип «Дезигна», выкрашенный в золото и покрытый камнями.

Тема моей лекции была посвящена комбинированию удачных решений в дизайне с современными трендами, а также подняла тему воровства идей и инструментов. Так уж вышло, что многие дизайнеры почему-то думают, что когда они что-то создают, то это уникальное решение на 100%. Хуже всего у иллюстраторов, ведь их «фирменный почерк» и есть их самоидентификация. Само собой, те, кто работают в одном стиле жутко «бомбят» (вызывает возмущение, - прим. ред.), когда их личность кто-то пытается украсть. Но так как они не могут, не хотят или не делают работ в другом стиле, то все что им остается – это только шлифовать свой навык. Чаще всего это просто бездари и лентяи, которые перестали развиваться, но бывают и перфекционисты. Отличить первых от вторых легко, посмотрев фильмы «Мечты Дзиро о суши» и «Цвет нации».

Так как я не страдаю перфекционизмом и не умею им быть, а единственная вещь, которая будоражит меня каждый день — это знания, то я решил рассказать аудитории в юмористической манере как начать воровать так, чтоб тебя не поймали. С помощью юмора и мемов можно с легкостью объяснить хоть устройство квантовых компьютеров пользователю Одноклассников.

Воровство + улучшение = эволюция

К самому воровству идей и стилей я отношусь спокойно. Если завтра 100 человек начнет писать на те же темы, что и я, ставить на аватарку то же, что и я, и делать то же, что и я — мы будем жить в идеальном мире, где всегда будет что почитать с разных точек зрения. Если кто-то завтра повторит какой-нибудь из моих макетов, то я могу ему только посочувствовать, потому что обратись он ко мне, я бы ему и исходники дал, а так пришлось перерисовывать. В жизни надо делиться удачными решениями и идейными находками.

К слову о том почему дизайнеры неправы, когда говорят, что создают что-то оригинальное без воровства — формирование вкуса происходит только через потребление. Нельзя всю жизнь просидеть в темной пещере и придумать свет, не увидев его. Сама лампочка — это идея поместить солнце в дом и включать его, когда хочется. Светодиод — это эволюция лампочки, который сегодня применяется во всём от экранов до индикатора этажа в лифте.

Сотня селфи

Выступление, вопреки всему скепсису прошло отлично (со слов более сотни людей, написавших мне в личные сообщения)  и после завершения мероприятия аудитория узнала что дагестанцы могут еще и в дизайн. Организаторы сделали всё просто по высшему классу: каждый спикер получил массу спонсорских подарков от таких именитых компаний как «Манн, Иванов Фербер», Artlebedev,  Wacom. Генеральным спонсором всего мероприятия был Rambler&Сo. Все лекции снимали на несколько камер. Отлично работало техническое обеспечение, и микрофоны со звуком не подвели ни разу. Сам форум проходил в здании DI Telegraph в 5 минутах ходьбы от Охотного ряда и Красной площади. Ведущий Александр Семенцов быстро справлялся с провалами спикеров (моими точно) и оказался душевным и мотивирующим человеком. Виктор Великанов — один из соорганизаторов четко и точно за недели две рассылал информацию о проведении, билетах и времени. Такого подхода я сто лет не встречал. Ну и конечно спасибо Александру Мальцеву, без которого это всё было бы просто невозможно.

Наблюдая восторженные посты в социальных сетях и фотографии в инстаграмме от посетителей форума, а так же прочувствовав всю эту атмосферу, я бы категорически рекомендовал людям хоть раз окунуться в эту атмосферу. Помимо массы знаний и опыта, которые человек может получить за 2-3 дня DesignProsmotr’а, и который, несомненно, пригодится ему в работе и жизни, это еще и позволит наладить контакт с десятками интереснейших людей, которые бывают там гостями: арт-директора, опытные дизайнеры, владельцы it-компаний, блоггеры и множество других специалистов со всей страны. Особенно настоятельно рекомендую почаще ездить на такие мероприятия дагестанским рекламщикам, потому что начиная от входа они увидят как надо делать бейджики (и у кого их заказывать, чтобы они получились такими крутыми) и собирать презентации.