В Махачкале открылась персональная выставка произведений живописной эмали Лейлы Изабакаровой


8 февраля в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой открылась первая персональная выставка Лейлы Изабакаровой. Автор достаточно известна дагестанской публике, она постоянный участник республиканских выставок. Лейла - кубачинка, наследница великих традиций, дочь известных художников по металлу – Манабы Магомедовой и Кадыра Изабакарова, выросшая в Тбилиси среди памятников древней грузинской и мировой культур. В 2003 году в музее ИЗО прошла большая семейная ретроспектива творчества Манабы Магомедовой, Кадыра Изабакарова и Лейлы Изабакаровой. Но отдельно в таком объеме в новой подаче эмаль предстала впервые. На выставке представлены более ста произведений расписной, перегородчатой эмали, миниатюр, созданных с 1986 года и по сегодняшний день.

Лейла Изабакарова – живописец, миниатюрист, эмальер, график, мастер по металлу, дизайнер. Область её интересов достаточно широка и в каждой из них художник достиг не просто профессионализма, но и собственных творческих высот. Нахождение в подлинной атмосфере творчества, понимание и поддержка родных, опыт и наставления старших, прекрасное академическое образование, любовь к искусству и упорный труд, множество созданных произведений искусства, участие в больших престижных выставках, публикации в альбомах и многое другое - слагаемые этих высот.

Ежедневно, не концентрируясь особо на одном направлении, Лейла работает в самых разных техниках и жанрах - от эмали до графики и живописи, лиричного пейзажа до камерного портрета, от книжной иллюстрации до плаката. Но её виртуозные маленькие узнаваемые «изабакаровские эмали» - вершина выражения стиля художника.

«У каждого художника всегда есть любимая «мелодия». Для Лейлы таковой стала эмаль – расписная, перегородчатая, выемчатая, поливная, витражная. И путь к ней был, как нам кажется, органичным и закономерным. Это тончайшая и сложная техника была преподнесена молодой художнице, еще студентке тбилисской Академии художеств её учителем и наставником Манабой Магомедовой. Находясь в 1984 году на всесоюзном семинаре эмальеров в прибалтийском городе Паланге, Манаба, зная как никто другой пристрастия и способности дочери, вызвала её к себе. Попав в окружение подлинной атмосферы таинства и мастерства ведущих эмальеров страны, Лейла, молодой специалист в области графического дизайна, повернула свое будущее к искусству эмали. Но, конечно, это не было первым знакомством с эмалью.

Тонкими линиями искусство эмали, многократно пересекаясь, проходит через всю её жизнь. В Грузии, где родилась и выросла Лейла Изабакарова, художественная перегородчатая эмаль во все времена была очень любима и почитаема, она занимает ведущее место в грузинском декоративно-прикладном искусстве. Большое место эмаль занимает в творчестве Манабы Магомедовой. В разные годы параллельно творчеству она реставрировала памятники эмальерного и ювелирного искусства в государственных музеях Грузии. Со второй половины XIX века технику эмали стали применять и кубачинцы. Они завезли из России технику сканной эмали и успешно применяли ее в декоре парадного оружия и мелких предметов (портсигаров, табакерок, украшений). Но главным в становлении Л. Изабакаровой как художника, живописца, мастера миниатюры стал её опыт работы, соприкосновения, изучения, копирования древних грузинских миниатюр. Ведь, как известно, лучшим учителем художника является классика.

Еще в студенческие годы по совету мамы Лейла около пяти лет параллельно с учебой работала над копиями миниатюр из древних рукописных книг в Институте рукописей Академии наук Грузии под руководством профессора Е. Мачавариани. Лучшей школы напряженной, кропотливой и ответственной работы сложно придумать. Все это, конечно, не могло не повлиять на творческий выбор, стиль и метод кубачинки из Грузии, которая органично сумела соединить две полюбившиеся мелодии – эмаль и миниатюру в одну сочную и бесконечную песню – расписную эмаль», - рассказала заведующая отделом ДМИИ им. П. С. Гамзатовой Джамиля Дагирова.

Свои работы художница создает и выставляет с середины 1980-х годов. В основном это миниатюрные панно, пластины, медальоны, кулоны и броши. Все они небольшого формата, округлой формы с теплым мягким ритмом живописного слоя. Пейзажи, натюрморты, сценки, орнаментальные и декоративные композиции, в которых работает мастер, органично вживаются в заданный малый формат, имеющий при этом перспективу полноценного станкового произведения.

Её темы вечны и современны, живопись несет печать богатого сплава культур, в которых она родилась и состоялась. Потому наверно в её произведениях есть Кубачи – колорит тарелок иранского кобальта и лазури, стремление украшать дом прикладными изделиями, генетическая тяга к украшениям и работе с металлом. Грузия, воспитавшая Лейлу наравне с Кубачами и Дагестаном, сообщила её творчеству особую романтическую, восторженную живопись, в которой есть отзвуки лучших мастеров-живописцев Грузии, окружавших ее с детства.

В композиции своих эмалевых миниатюр-картинок художница включает крохотные полудрагоценные камни, пасты, перламутр плюс серебряная основа – все это в совокупности с блеском цветной эмали придает произведениям Лейлы праздничность и изысканность.

Роспись эмалью – сложная кропотливая работа, требующая от художника большого опыта и навыков каждодневного труда. Неудача обжига дает подсказку и новое решение. «Сгоревшая» эмаль становиться фоном нового произведения, нового образа (композиции «Гранат», «Колокола»).

Особая тема творчества - мир живой природы. Причудливые и изящные броши - бабочки, жуки, скорпионы, черепашки, птицы, улитки - они естественные и задорные, потому что автор идет вслед за природой, выбирая для своих моделей миниатюрные её создания, стараясь соответствовать ей.

В мире простых незатейливых образов художник сохраняет уважительность и серьезность к ювелирному изделию. Ведь они для любой кубачинки, в первую очередь, символы обрядности, оберега. В них заключены доброта, благопожелание, торжественность, эффектность. От того ее милые кулоны и броши, усыпанные камнями и расписанные сочной эмалью, превращаются из прикладной, утилитарной вещи в произведение искусства, место которого на виду, а не в темной шкатулке комода. И в этом смысле Лейла стала подлинным новатором. Любое произведение искусства создается для обозрения, и как его подать - немаловажная задача художника.

Для мастеров по металлу, эмальеров и других прикладников всегда остро стоит вопрос – как раскрыть, как показать во всей красе свое произведение, в больших выставочных пространства и малых интерьерах. Лейла нашла решение, которое она целенаправленно пропагандирует и практикует – это эффектные, индивидуально созданные рамы-витрины, где под стеклом открывающейся дверки выставлено одно произведение. Такая витрина позволяет обладательнице изделия не только надевать его по случаю, но и постоянно любоваться им, украшая свой интерьер.

Поздравить молодую художницу с первой персональной выставкой пришли представители министерства культуры республики, коллеги, друзья и родные. Гости отмечали, что все работы Лейлы Изабакаровой несут на себе печать мастерства и выдающегося таланта.

http://www.riadagestan.ru