Турецкий урок для Кавказа


 

Когда любуешься минаретами стамбульской мечети «Султан Ахмет» из ближайшего кафе, не можешь избавиться от ощущения, что сидишь рядом с махачкалинской Соборной мечетью. Они обе выстроены в едином османском стиле, хотя и в разные эпохи. Ощущение того, что ты находишься в Махачкале, еще больше усиливается от обилия кавказцев на стамбульских улицах. Но за этим внешним сходством кроется невероятная пропасть в развитии современного Стамбула и кавказских столиц.

Да, и турецкий и кавказский народы прошли через жестокий эксперимент тотальной секуляризации общества, уничтожения прежнего исламского наследия, попытки создания новой искусственной нации. Но то, каким путем пошли каждая из этих наций после краха секулярного проекта и очередного национального кризиса – отдельная тема для разговора.

Уже и ранее я писал, что в каждый приезд на родину поражает социальная и политическая апатия многих кавказцев, полное исчезновение ответственности за судьбу своего народа. Многие кавказцы утратили полностью свой национальный и мусульманский кодексы поведения, разрушенные советской властью. Новый кодекс поведения российского общежития они не усвоили. Осталась одна дикость, которой некоторые кавказцы пытаются шокировать остальных россиян.

Замечаю я и разочарование значительной части кавказцев в диалога с властью и оппозиционными группами. Все это – социальная апатия, правовой нигилизм, продажность чиновников, разрушение всяческой веры во власть, деградация морали и нравственности, разрушение социальных связей ведет республику к социальной, национальной и политической катастрофе.

Но то, что произошло в Турции – невозможно назвать иным словом, кроме, как «революцией». Турецкий народ всегда был лидером и законодателем политической моды для всего мира. Так было во времена Аббасидского халифата, и во времена Османского султаната, когда с турками считались не только арабы и персы, но и вся Европа. Так было и во времена Кемаля Ататюрка, когда турки, опять-таки первыми во всем исламском мире сотворили немыслимое – попытались полностью зачистить свою культуру, общественную и политическую жизнь от мусульманского наследия.

Не стало исключением и наше время. Несмотря на все свое самолюбие, уязвленное военно-политическим поражением Османского султаната и превращением Турции из мировой державы в развивающуюся страну третьего мира, турки не дали воли чувствам. А ведь могли по примеру некоторых радикальных группировок начать мстить системе, западному миру и собственным радикалам-секуляристам во власти.

Но турки в очередной раз изумили весь мир своим благоразумием и стратегическим подходом к решению стоящих перед ними проблем. Турки выбрали сложный, долгий, но безошибочный путь кропотливого мусульманского просвещения собственного населения и окружающего мира. Турецкие мусульмане, набравшись терпения, мудрости, глубоких знаний о своей религии, пришли в политику не ради сиюминутных и призрачных успехов.

После многих лет кропотливой работы правительство Эрдогана, опять-таки, удивило весь мир. Оно подняло экономику, повысило статус Турции на международной арене, начало борьбу за соблюдение прав человека, укрепление демократии и, состоя из убежденных мусульманам, вдруг решительно повело свою страну в Евросоюз.

Я понимаю, что огромная разница между уровнем политической зрелости кавказского и турецкого общества обусловлена уровнем политической ответственности за судьбы своих народов. Если у кавказцев эта ответственность на кризисно низком уровне, то у турок она развита невероятно. Но чем это обусловлено, для меня еще остается вопросом. Ответ на него я и ищу в мечетях, офисах и улицах Стамбула… Убежден, что от нахождения правильного ответа зависит и мой конкретный вклад в будущее своего народа…

http://kavpolit.com