В Махачкале состоялось заседание межведомственной комиссии по учету неработающего населения


 

Сегодня, 2 августа, в Махачкале состоялось расширенное заседание межведомственной комиссии по учету неработающего населения республики. Совещание проходило под руководством заместителя председателя правительства Дагестана, председателя межведомственной комиссии Антонины Идрисовой при участии и других членов комиссии, а также руководителей министерств и ведомств республики.

Участниками встречи был рассмотрен план совместных мероприятий по актуализации внедрения автоматизированной системы бесхозяйственного территориального учета по РД, а также изучена проделанная муниципалитетами республики работа по актуализации налоговой базы по налогу на землю и имущественным налогам и инвентаризации бесхозяйственного имущества.

По первому вопросу повестки дня основным докладчиком выступил заместитель министра экономики РД Ибрагим Сунгуров. В представленной им информации были выделены основные проблемы по реализации поставленных правительством республики задач. Было отмечено, что ни в одном муниципальном образовании на сегодняшний день нет полной наполняемости базы данных, в последние годы не проводится инвентаризация данных похозяйственных книг.

«Следует отметить, что администрации большинства муниципалитетов не заинтересованы в налаживании эффективной региональной системы мониторинга налогового потенциала. Сравнительно высокая, до 70%, наполняемость показателей электронной системы похозяйственного учета у Карабудахкентского, Кумторкалинского, Курахского, Магарамкентского районов. Существует проблема по обмену данными территориального и похозяйственного учета между муниципальными образованиями и территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти.

Необходимо, в целях создания единой информационной системы для обмена сведениями о кадастровой и инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества и ряда других статистических данных, актуализировать применение программного продукта «Парус-Похозяйственный учет». При этом финансирование программного продукта необходимо осуществлять за счет средств бюджетов муниципальных образований. Для проведения этой работы муниципалитетам в год необходимо 8-10 тысяч рублей», – отметил докладчик.

Выступление И. Сунгурова дополнили и другие докладчики, представители профильных ведомств. Специалисты в один голос говорили о необходимости и важности проведения на уровне муниципальных образований работы по уточнению показателей похозяйственного учета, в том числе численности работающего и неработающего населения.

Министр труда и социального развития республики Исмаил Эфендиев указал на то, что, несмотря на проводимую в определенной степени в муниципальных образованиях работу по организации ведения похозяйственного учета в автоматизированном режиме, все еще нет должных результатов.

«Особое беспокойство вызывают представленные администрациями МО сведения по численности незанятого населения, составляющей от 70 до 90% численности населения в трудоспособном возрасте против 10,6%, определенных по методологии МОТ в среднем по республике (135,5 тысячи человек от 1308,8 тысячи экономически активного населения).

Такое положение дел может свидетельствовать о том, что база данных похозяйственного учета, сформированная на уровне муниципальных районов, не содержит в полном объеме сведений о доходных занятиях граждан для отнесения их к числу занятого населения. К примеру, в поселке Родниковый Кайтагского района к занятым отнесены всего 2 человека из 560 трудоспособных, а в селе Хунгия этого же района работающих граждан нет вообще,  в селе Новокаре Бабаюртовского района по данным похозяйственного учета из 964 человек в трудоспособном возрасте занятыми числятся 9 человек. Похожие ситуации и во многих других муниципалитетах. Видимо, в этих населенных пунктах нет ни одного учреждения социальной сферы (школы, больницы, ФАПа, магазина, другой торговой точки и т.д). По целому ряду районов общая численность мужчин и женщин оказалась меньше общей численности населения, проживающего на территории соответствующего поселения.

Указанные несоответствия свидетельствуют об отсутствии надлежащего оформления, как хозяйствующими субъектами, так и самими гражданами.

В целях получения объективной информации по численности занятого и незанятого населения в правительстве республики в апреле этого года был утвержден соответствующий план мероприятий с конкретизацией по ответственным исполнителям и срокам необходимых мер. Однако до настоящего времени указанная работа нами в полном объеме не проведена и  основной причиной такого положения является отсутствие завершенности организации похозяйственного учета, его автоматизации, как это предусмотрено соответствующими постановлениями. Без проведения этой работы рассчитывать на достижение результатов поставленной руководством республики задачи невозможно. В связи с чем просьба к руководителям соответствующих муниципальных образований – в возможно короткие сроки пересмотреть представленные в минэкономики РД данные похозяйственного учета и самое главное – обеспечить их достоверность», – подчеркнул министр.

Председательствующая на заседании Антонина Идрисова отметила, что тема сегодняшнего обсуждения крайне важна для республики.

«Накопленные проблемы – это, в первую очередь, бездействие муниципальных администраций. В зависимости от того, как в этом направлении будут работать муниципалитеты, будет оцениваться и их работа в целом», – заявила она.

В завершение всех выступлений заседавшими был рассмотрен проект протокола встречи, в котором были указаны озвученные на совещании проблемы и пути их решения. Документ после дополнения с учетом всех замечаний и предложений будет представлен в соответствующие органы власти.

По второму вопросу с докладом выступил и.о. министра земельных и имущественных отношений РД Мурад Далгатов. Он сообщил, что в порядке контроля за выполнением плана мероприятий министерством  сформированы 5 рабочих группы, с участием представителей территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, которыми проведены проверки работы муниципалитетов.

«Министерством ведется мониторинг исполнения планов мероприятий администрациями районов и городских округов, а также обеспечения территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти  необходимого межуровневого и межведомственного взаимодействия по актуализации налогооблагаемой базы. Вместе с тем принимаемые меры не носят системный и комплексный характер и не являются достаточными в сложившейся ситуации.

Кадастровой палатой по РД в целях верификации и нормализации баз данных ЕГРП и ГКН систематически проводится сопоставление сведений, выгруженных в территориальный информационный ресурс. Работа проводится в целом по республике, проведено 186957 таких сопоставлений, в результате которых выявлено 2055 неточностей.

В результате пассивности органов местного самоуправления, инертности территориальных управлений федеральных органов по обеспечению межуровневого и межведомственного взаимодействия не только срываются  сроки по сверке сведений о правообладателях земельных участков и объектах недвижимости, но и значительное количество юридических лиц осуществляют коммерческую деятельность без предоставления  установленной законодательством отчетности и регистрации.

В определенной степени низкая собираемость налога на землю и имущественным налогам и почти повсеместная пассивность муниципальных образований в актуализации сведений о правообладателях объектов недвижимости связана с недостаточно обоснованным формированием прогноза собственных доходов территорий. Естественно, что прогноз собственных доходов на 2013 год должен быть определен объективно, гласно и прозрачно. В связи с чем необходимо дополнить соглашения, заключаемые минфином РД с администрациями муниципальных образований районов и городских округов, положением о том, что объем финансирования расходов МО не может быть увеличен без положительной динамики по налогу на землю и налогу на имущество», – заявил докладчик.

Озвученные проблемы и предложения были рассмотрены участниками совещания, по завершении был составлен соответствующий протокол.