Дагестанские археологи подвели итоги очередного полевого сезона


 

В канун своего профессионального праздника – Дня археолога, который отмечается 15 августа, дагестанские археологи завершили очередной полевой сезон и подвели итоги раскопок. По словам ведущего научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, доктора исторических наук Людмилы Гмыря, с 2009 года группа под ее руководством ведет раскопки на Паласа-Сыртском могильнике, в 30 км к югу от Дербента.

«Курганное поле в Дербентском районе, раскопки на котором начались более 130 лет назад – в 1880 году, продолжает удивлять. Несмотря на то, что почти все курганы разграблены еще в то далекое время, материала сохранилось много», – сказала Л. Гмыря, демонстрируя находки последней экспедиции.

«Там уже раскопано более 140 могильников. Общее же количество курганов доходит до двух тысяч. Это громадное поле, покрытое курганами высотой в один метр. Под каждым курганом находится захоронение. Раскопки были прерваны в 1987 году и, благодаря грантам Российского гуманитарного фонда, с 2009 года сотрудниками ДНЦ РАН проводятся раскопки не просто курганов, а целых семейных групп курганов. Когда копаешь таким образом, получаешь огромное количество самой разнообразной информации и по погребальному обряду, и по материальной культуре, и по хронологии. В этом году мы копали группу №3. Эти раскопки дали неожиданные результаты. Выяснилось, что на одной небольшой территории находилось 10 курганов. Но в одном кургане было два захоронения. И в этой небольшой группе, где, казалось бы, захоронены родственники, оказался самый разнообразный погребальный обряд. Три погребения были сделаны в катакомбе, еще три – в подбое, одно – в обыкновенной яме», – рассказала Л. Гмыря.

По словам доктора исторических наук, ученым еще предстоит ответить на массу вопросов, которые вызвали исследования захоронений этой эпохи.

«Конечно, возникает много вопросов, почему близкие родственники хоронились самым разнообразным способом. Мы предполагаем, что на этом участке самые ранние погребения. Там население было разнообразным, оно не пришло к единому представлению о своем погребальном обряде. Может быть этнические, социальные группы были разные, в одной семье могли быть представители разных групп. Этим погребениям 1500 лет, они были сделаны до прихода сюда мусульман. Это так называемое время Великого переселения народов. Тогда громадные массы кочевых племен из Сибири двинулись на запад, в частности и в Дагестан. Эти курганы, могильники – свидетельства той самой эпохи, которая была 1,5 тысячи лет назад», – отметила Л. Гмыря.

В каждом погребении были найдены личные вещи умерших. К сожалению, на этом участке почти все они ограблены еще в древности. Единственное не ограбленное погребение – один самый крупный курган в этой группе. В одной катакомбе, вероятно, были захоронены муж и жена, там сохранились два кувшина, серебряная ногтечистка с петелькой, которая подвешивалась к поясу у богатых знатных женщин, серебряные серьги и целое ожерелье бус. Все украшения – это опознавательные знаки рода, племени или статуса. Их носили обычно богатые люди. На реконструкции ожерелья показано, что в него были включены даже бронзовые головки быков – символ мужского плодородия. В ожерелье были включены также уникальные стеклянные бусы синего кобальтового цвета. Производство стеклянных бус – это очень сложная технология, которая была освоена в Сирии.

Под этим же курганом в отдельной маленькой катакомбе был захоронен ребенок. В этом могильнике были найдены три маленьких сосуда и девять бусинок. Это уникальный, зеленого цвета так называемый апатит, который по твердости приближается к драгоценным камням. Ребенок был маленьким – до 2 лет, потому ему было положено 5 таких бус, а также две крупные бусины, так называемые «глазчатые», и два полосатых оникса. Такое отношение было к людям, которые занимали высокое социальное положение. В одной из ограбленных катакомб была найдена каменная отточенная пряслица.

Находки, обнаруженные специалистом по раннему Средневековью Людмилой Гмырей, относятся к V-VI векам нашей эры – к периоду Великого переселения народов. И исследованные курганы, в которых погребены представители гуннского периода, деталями быта и культуры хоть немного могут приблизить нас к разгадке глобальных миграционных процессов, охватывающих несколько веков.