В Избербаше состоялась выездная Всероссийская режиссёрская и актёрская лаборатория


В Избербаше состоялась очередная выездная Всероссийская режиссёрская и актёрская лаборатория, которая начала  работать в Дагестане с прошлого года по инициативе художественного руководителя Даргинского государственного музыкально-драматического театра имени О. Батырая, председателя режиссёрской Гильдии РД Мустафы Ибрагимова.

На этот раз её состав был более представительным и включал режиссёров театров всех республик Северного Кавказа из Владикавказа, Нальчика, Назрани, Грозного, Элисты, Майкопа, а также столиц Южной Осетии Цхинвала и Абхазии Сухуми.

Как и в прошлом году, возглавляли лабораторию художественный руководитель Оренбургского драматического театра имени М. Горького, народный артист РФ Ривкат Исрафилов и заведующая кабинетом драматических и национальных театров, ответственный секретарь Гильдии режиссёров РФ Мария Корчак. Вместе с собой из Москвы они пригласили и двух педагогов по сценической речи и движению из Государственного института театрального искусства – ГИТИСа Андрея Рогожина и Алексея Кулинковича.

Вначале с гостями состоялись тёплая встреча и плодотворная беседа в министерстве культуры РД. Затем она продолжилась в Избербаше с коллективом Даргинского театра. С его актёрами А. Рогожин и   А. Кулинкович провели мастер-класс по сценической речи и движению. Вместе с ними они выполнили комплекс физических упражнений по развитию их речевого аппарата, артикуляции, чтобы они чётко и ясно говорили на сцене и не уставали.

Получив уроки по сценическому движению и развитию речи, артисты показали гостям спектакль «Золотые руки», созданный ими при поддержке Союза театральных деятелей РФ к 80-летию со дня рождения писателя А. Абу-Бакара и поставленный по одноимённой его сказке заслуженным деятелем искусств РД и РФ М. Ибрагимовым.

Гости с большим интересом смотрели спектакль и после просмотра обсудили его с участием игравших в нём артистов. По мнению руководителя режиссёрской лаборатории Р. Исрафилова, тема спектакля очень интересная и важная. Среди актёров особо была отмечена яркая и талантливая игра Муслимбека Кемцурова.

С похвалой Р. Исрафилов отозвался и о музыкальном сопровождении спектакля. Музыка композитора М. Касумова помогла раскрыть его содержание и тематику. В то же время от мэтра не ускользнули и имевшиеся недочеты. По его мнению, декорации художника И. Супьянова не отвечали поставленной постановщиком цели, и их лучше было бы вообще убрать, найдя другое решение.

С ним в этом вопросе были согласны принявшие участие в обсуждении спектакля и другие театральные деятели. Кроме того, они отметили и ряд положительных моментов. В частности, режиссёр Калмыцкого театра Б. Манджиев говорил об удачной пластике спектакля и порадовался тому, что в Даргинском театре сейчас играет много молодых артистов. А вот его коллеге Р. Дабагову из Нальчика содержание спектакля было понятно и без перевода на русский язык, так как артисты играли очень убедительно и по ходу действия было видно, о чём идёт речь. Режиссёру Цхинвальского театра Т. Дзудцову понравилась игра актёра, который исполнял роль Шах-Тамана.

С похвалой отозвалась об игре артистов и ответственный секретарь Гильдии режиссёров М. Корчак. По её мнению, на все роли подобраны способные актёры, которые замечательно их играли.

Во второй день участники режиссёрской лаборатории смотрели новую постановку театра, сделанную народным артистом РД  М. Кемцуровым под руководством М. Ибрагимова «Васият» (Завещание) по пьесе кумыкского драматурга З. Атаевой. Замечательно и то, что пьесу на даргинский язык перевёл сам постановщик М. Кемцуров, долго живший в Башлыкенте и хорошо знающий кумыкский язык.

В спектакле подняты проблемы взаимоотношения отцов и детей в современном обществе.

Участники лаборатории и данный спектакль обсудили с большой заинтересованностью. Р. Исрафилов похвалил М. Кемцурова за то, что он, не ограничиваясь актёрской деятельностью, взялся за постановку проблемного спектакля. Попытка создать целостную картину современной жизни ему удалась. Зрителя он заставил поверить в то, что происходит на сцене, что является для него большим плюсом.

Участники лаборатории такие же мастер-классы и обсуждения провели и в других национальных театрах республики и помогли их коллективам повысить своё режиссёрское и актёрское мастерство.

Риадагестан