В школьниках Дербентского района формируют коммуникативные навыки


Автономная некоммерческая организация «Республиканский общественный социальный центр» реализует в Дербентском районе проект по формированию социальной компетентности сельских детей. Как сообщила корреспонденту РИА «Дагестан» руководитель АНО «РОСЦ» Каринэ Гусаева, реализация проекта начата в селах Чинар, Зидьян-Казмалярский и Белиджи Дербентского района. В проекте примут участие 90 детей из трех сел, сотрудники и руководство школ, а также волонтеры, заинтересованные в повышении собственных навыков ведения тренерской работы.

Необходимость реализации проекта связана с характерной особенностью Республики Дагестан, где преобладают сельские школы, составляющие 87%, в которых обучается 62% всех учащихся республики. Отдаленность сельских поселений от крупных культурных и научных центров, ограниченность и определенная замкнутость социального общения, трудности бытового характера отрицательно сказываются на коммуникабельности сельского школьника. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто занижает требования к получаемому образованию. В то же время на селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д.

«На основании предварительно проведенных исследований нами было выявлено, что коммуникативная сфера многих сельских детей и подростков серьезно деформирована. Многие из них подчеркнуто замкнуты, закрыты для контакта, находятся как бы на страже своего личного пространства, не впускают в него своих сверстников и тем более взрослых, пытающихся встать в позицию наставников. Проблемы, породившие подобную высокую степень коммуникативной замкнутости сельских детей и подростков, вызваны многими причинами, а недостаток социальных контактов, нестабильное материальное положение большинства сельских семей, ограниченность в разнообразии досуга, создают определенные трудности в формировании положительного социального опыта сельского ребенка», - отметила Каринэ Гусаева.

По словам директор МОУ СОШ №1 села Чинар Умижат Расуловой, впоследствии данная ситуация приводит к тому, что выпускники сельских школ в подавляющем большинстве уступают городским школьникам по уровню знаний, коммуникативным способностям, что, в конечном счете, приводит к их меньшей конкурентоспособности на рынке труда. Таким образом, существуют противоречия между возрастающей потребностью сельских школьников в получении высшего образования по престижным специальностям и их неконкурентоспособностью по сравнению с выпускниками городских школ. Жители села, несомненно, ограничены в возможностях социального роста, что приводит также к образованию «комплекса городского превосходства.

Эти факты послужили предпосылкой разработки специального проекта, направленного на повышение коммуникативности сельских детей Республики Дагестан, формирование их социальной компетентности посредством использования игровых техник. Основными задачами проекта являются формирование коммуникативной сферы сельских детей и подростков; развитие речевого этикета, навыков использования вежливых слов;  повышение социальной компетентности детей и подростков; обучение навыкам пользования предметами быта, объектами инфраструктуры, навыками обеспечения безопасности, безопасного поведения в школе, дома, на улице. Реализация проекта стала возможной благодаря совместной поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Агентства США по международному развитию (USAID).

На вопрос, почему именно игровые технологии применяются в работе с детьми по проекту, директор МОУ СОШ села Белиджи Имара Залова ответила: «В сельской местности пока еще нет всеобщей увлеченности детей и подростков компьютерными играми в силу их недоступности. А игра - наиболее органичная технология работы с сельскими детьми, которая удовлетворяет многие их интересы и отвечает жизненным потребностям: сельские дети на досуге многократно воспроизводят наиболее полюбившиеся им групповые и коллективные народные игры, не испытывая пресыщения ими. В этих играх дети как бы оживляют в игровых коммуникациях и действиях многовековой опыт предшествующих поколений, присваивают и развивают его. Благодаря тому, что знания, приобретенные во время игры, усваивается участниками естественно, без морализаторского диктата, дети и подростки исподволь приобретают и совершенствуют конструктивные коммуникативные навыки общения, саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения».

Риадагестан