Возможности развития конкуренции в сфере ЖКХ


Обеспечение нормального функционирования жилищно-коммунального хозяйства  - важнейшая социально-экономическая задача и приоритет государственной политики РФ.

Несмотря на то, что государство предпринимает активные попытки создать конкурентную среду в жилищно-коммунальной сфере, основной причиной неблагополучного состояния дел в сфере ЖКХ, по-прежнему, остается слабое развитие конкурентных отношений в этой сфере.

В то же время создание условий для конкуренции означает не поддержку конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами. Усилия должны быть направлены на выработку мероприятий по обеспечению равного доступа субъектов предпринимательства к государственным и муниципальным ресурсам. Основные способы достижения этого – снижение административных барьеров и конкурсные процедуры к финансово-имущественным ресурсам государства и муниципальных образований.

Системное воздействие на экономику республики Дагестан с целью развития конкуренции является задачей Минэкономразвития РФ, органов власти республики и муниципальных образований. 

Но, зачастую, органы власти сами являются тормозом развития конкуренции, нарушают антимонопольное законодательство. Обзор практики по возбужденным антимонопольным делам в отношении органов местного самоуправления показывает, что нарушения допускаются при передаче в пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – зданий, сооружений, коммунальной инфраструктуры, земельных участков, а также, при проведении торгов. Нарушения эти допускаются стабильно, уровень из года в год не снижается. Возможно, что это происходит,  в определенной степени, из-за правового нигилизма и непрофессионализма определенной части работников органов власти, нельзя исключать и коррупционную составляющую. Не изжив, субъективный фактор, мешающий развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства невозможно добиться развития самой отрасли.

Отрасль ЖКХ – это важная часть экономики Дагестана. Перспективы развития конкуренции в общей системе жилищно-коммунального хозяйства республики, как отрасли экономики, неоднозначны, они имеют свою особенность. Рынки жилищно-коммунальных услуг характеризуются наличием конкурентных  и неконкурентных (естественно-монопольных) сфер деятельности.

В конкурентных сферах деятельности необходимое обеспечение интересов производителей и потребителей может быть достигнуто рыночными инструментами, а также методами антимонопольного регулирования.

В ЖКХ к конкурентным сферам можно отнести рынки услуг жилищного хозяйства.

К примеру, на рынке услуг управления и содержания жилищного фонда, собственники помещений могут на общем собрании самостоятельно определить способ управления  многоквартирным домом. Можно непосредственно управлять домом, можно пригласить управляющую компанию.

В соответствии с недавними изменениями в жилищном законодательстве, если жильцы не смогут в течение года определить способ управления домом, то орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации. Вполне конкурентным является рынок эксплуатации и ремонта лифтового оборудования. В республике достаточно предприятий, осуществляющих деятельность на указанном рынке. К конкурентным можно отнести и рынки вывоза твердых бытовых отходов и ремонтов жилищного фонда. На этих рынках действуют многочисленные подрядные организации, оказывающие услуги по ремонту жилищного фонда, благоустройству дворов, ремонту и обслуживанию дорог, вывозу мусора и т.д. Такие организации и предприятия конкурентоспособны, а значит, эффективны в своей производственной и экономической деятельности. Они, из-за отсутствия источников административного воздействия обладают высокой мобильностью; открытостью в связи с постоянным контролем со стороны заказчиков – потребителей работ и услуг; являются полностью частными; доступ на рынок получают через участие в муниципальных конкурсных процедурах или путем частного заказа. Таким образом, можно констатировать, что на рынках услуг жилищного хозяйства конкуренция развивается, хотя и не так быстро.

Для дальнейшего развития конкуренции здесь, необходимы действия, как со стороны властей, так и со стороны заинтересованных лиц – потребителей услуг. Необходимо обеспечить информационную прозрачность работы ТСЖ и управляющих компаний, систематическую отчетность о проделанной работе. Это возможно только при гражданской активности самих жильцов – собственников жилья.

Органам местного самоуправления необходимо создать реестры организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами с указанием их местонахождения, контактных телефонов, электронного адреса, рейтинга  в соответствии с методикой оценки их эффективности деятельности. Учитывая  низкую активность населения, органам власти необходимо проводить информационную работу. Через средства массовой информации обучать граждан основам управления жилищным фондом.

Если говорить о развитии конкуренции на рынке услуг коммунального хозяйства, то здесь есть своя специфика, обусловленная функционированием естественных и локальных монополий, имеющих на рынке стопроцентную долю (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение):

- На указанном рынке отсутствует рыночное регулирование цен, т.к. невозможно установить объективные цены на ресурсы и услуги. Тарифы регулируются государством.

- Необходимость регулирования тарифов в коммунальной сфере сохранится в обозримом будущем.

- Рынок коммунальных услуг является равновесным, т.е. невозможно колебанием объема потребления услуг регулировать цену.

- Экономический механизм на рынке коммунальных услуг лишен автоматизма действия конкурентного рынка в силу отсутствия взаимозаменяемости услуг.

Вследствие изложенного, рынок услуг коммунального хозяйства имеет низкий потенциал развития конкуренции, обусловленный объективными причинами. Но имеются и субъективные причины, мешающие развитию конкуренции в коммунальной сфере:

- Непрозрачность рынка оказания услуг для населения и бизнеса.

- Административное давление и чрезмерный контроль органов местного самоуправления.

- Отсутствие частных инвестиций в сфере услуг коммунального хозяйства.

Устранить субъективные причины, возможно широким внедрением на данных рынках концессионных соглашений.