Банковские карточки могут заблокировать после боя новогодних курантов


С 1 января 2014 года российские банки будут обязаны сообщать своим клиентам обо всех операциях, которые проводятся с их банковскими картами, - будь то покупки, снятие наличных или их поступление на счет.

Делать это планируется в основном через СМС-оповещение и по электронной почте. Однако если у банка нет номера мобильного телефона клиента, то дело может дойти и до блокировки карты сразу после наступления Нового года, что может создать проблемы миллионам россиян, опасаются эксперты "РГ".

Серьезные изменения с 1 января грядут в 9-й статье Федерального закона "О национальной платежной системе". Помимо обязательного оповещения клиента об операциях с картой, с Нового года вступит в силу и требование к банкам возвращать людям деньги, списанные с "пластика" без согласия клиентов. Каким именно способом кредитные организации должны это делать, в законе не прописано, но контактные телефоны клиентов в любом случае понадобятся. Держатель карточки должен успеть сообщить своему банку о несанкционированной операции не позднее дня, следующего за моментом списания средств.



Вот банки и озаботились обновлением базы персональных данных своих клиентов, начав актуализировать информацию о клиентах.

Так, на сайте одной из частных кредитных организаций в уведомлении говорится, что если держатель пластиковой карты не предоставит ему информацию из паспорта и номер мобильного телефона, то его карта может быть заблокирована.

Впрочем, речь в данном случае идет о внутренних правилах этой конкретной кредитной организации.

"Допускаю, что банк действительно сможет заблокировать карту клиента, если такое прописано в договоре с ним. И потом ждать, пока человек, который обнаружил, что у него нет доступа к деньгам, не выйдет на связь", - сказал "РГ" председатель Ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. Правда, по мнению нашего эксперта, такие действия могут негативно сказаться на репутации банкиров. Поэтому, пойдут ли они массово на такие "крутые" меры - большой вопрос.

"Думаю, что никаких блокировок карт точно не будет, поскольку такое не соответствует российскому законодательству", - считает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. И напомнил о другой части, вступающей в силу с 1 января, - части 9-й статьи закона о Национальной платежной системе.

"Она предусматривает срок, в течение которого банк должен отработать заявление клиента о незаконной операции. Обычно на выплату возмещения закладывается временной промежуток в 30-60 дней", - говорит эксперт. По мнению Иванова, банки вряд ли будут возвращать средства незамедлительно.

И чтобы физлицу можно было вернуть свои деньги обратно на карту без проблем, должны соблюдаться два условия. Первое: человек действительно за день реагирует на операцию с его банковской картой, которую он не совершал. Второе: банк за тот месяц, что будет проверять обращение, не должен найти нарушений в использовании "пластика". То есть, например, что клиент не передал ее кому-то с просьбой снять денег, да еще сообщив свой пин-код.