Персональная выставка заслуженного художника Дагестана Рассо Магометова откроется в Махачкале


«Моя Родина – Дагестан» – так назвал свою персональную выставку заслуженный художник республики Рассо Магометов, которая открывается завтра, 25 августа, в  выставочном зале Союза художников РД в Махачкале. На ней будут представлены работы мастера, над которыми он трудился в разные годы в своей без малого 80-летней жизни. В их числе – живопись, графика и гобелены.

«Мой гордый край! Мой край родной! Как я горжусь, что я с тобой…», – так с любовью пишет о Дагестане Рассо Константинович в своем очередном сборнике стихов, выпущенном и специально посвященном данному событию. Выставку автор посвящает своим учителям. Главной объединяющей все произведения темой является Дагестан: чудесная природа любимого края, родные аулы, земляки. Только вдали от Родины, в настоящее время Р. Магометов проживает и трудится в Санкт-Петербурге, видимо, можно по-настоящему живо и остро почувствовать тоску по родным местам.

У Рассо Магометова особенная, щемящая до боли, сыновняя любовь к малой Родине. Тому есть своя причина – война-разлучница. Из-за нее судьба Магомедова была исковеркана. В годы Великой Отечественной войны он потерял отца, который воевал еще в гражданскую войну. Вместе с матерью волею случая маленький Расул, так его нарекли в детстве, был депортирован в Среднюю Азию. Здесь умерла и мама. Но перед смертью она успела сыну сказать, что он родом из дагестанского села Верхнее Убеки, завещала ему вернуться в родной аул. Так случилось, что сироту определили в детский дом, который находился в Узбекистане, по ошибке его назвали Рассо Магометовым и отчество дали – Константинович.

Чтобы исполнить предсмертную просьбу матери, о которой он помнил всегда, прошло много времени. После детского дома трудолюбивый, талантливый Рассо отслужил в армии, учился в различных художественных училищах, искал свое место в жизни. И лишь после окончания в 1970 году Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, наконец-то сбылась его давняя заветная мечта – побывал в родном ауле Верхнее Убеки Левашинского района Дагестана. Здесь он нашел родственников по матери и отцу. Достойно пройдя испытание разлукой, отдавая дань памяти и сыновний долг отчему краю, тогда впервые Р. Магометов представил на суд земляков плоды своего многолетнего труда. Прошедшие годы стали проверкой искренности его чувств.

Несколько лет Р. Магометов работал преподавателем рисунка, живописи и композиции в Дагестанском художественном училище в Махачкале. Но в 1974 году он вновь переехал в Ленинград. До прошлого года Рассо трудился в Государственном образовательном учреждении межрегионального центра по слуху, преподавал студентам живопись и рисунок. За все это время он ни на минуту не забывал о родном Дагестане, периодически выезжал туда с персональными выставками работ. Да и в Санкт-Петербурге Рассо Константинович, целеустремленный и активный по своей натуре, является постоянным участником всех выставок, проводимых Объединением художников – петербуржских дагестанцев в Северной столице «Открытая ладонь», которое возглавляет народный художник РД Арсен Кардашов. Член Союза художников РФ Рассо Магометов более 50 раз выступал на республиканских и всероссийских выставках. Его произведения хранятся в Дагестанском музее изобразительных искусств им. Патимат Гамзатовой, в краеведческих музеях города Краснотурьинске Свердловской области, Калининграда, Татарстана, а также в частных коллекциях.

Магометов периодически представляет на суд зрителя, в том числе и дагестанского, свои новые произведения. Не стала исключением и нынешняя, предъюбилейная выставка художника в Дагестане. Верится, что завтра поздравить Рассо Константиновича с открытием новой выставки, поблагодарить его за преданность и любовь к родному Дагестану придут его коллеги, друзья, ученики, да и просто любители изобразительного искусства.

Первый свой гобелен «Красный горец», например, изготовленный в Махачкале, мастер посвятил Дагестану, установлению здесь в 1921 году советской власти. «Я тогда эти события очень близко к сердцу воспринимал, потому что их участником был мой отец. Тогда простые люди боролись за то, чтобы они могли жить более-менее по-человечески. А что там далее получилось, не будем сейчас разбираться», – рассказывает художник.

Кстати, тому периоду принадлежат три гобелена – триптих: «Знамя», «Белый всадник» и «Память». 40-летию Победы в Великой Отечественной войне художник посвятил гобелен «Красное и черное». В течение трех лет (1980-1983 годы) он ткал гобелен «Идущие» по заказу для города шахтера и металлургов Краснотурьинска, родины изобретателя радио А. Попова. Гобелен «Две матери» был сделан в 90-м году к персональной выставке в Махачкале, и автор его посвятил своей первой воспитательнице в детском доме Елизавете Ивановне Ивановой. Гобелены также посвящены историческим личностям: Омарле Батыраю – «Песня гор», народному поэту Дагестана Сулейману Стальскому – «Земля». Художник не мог оставаться равнодушным к происходящим в России событиям. Откликнувшись на нападение чеченских боевиков на больницу в Буденновске, Обсуждение всех телок секс форум киев вся информация про шлюх он создал гобелен «Заложники».  Ему также принадлежат гобелены «Утро», «Утро 2», «Демон», «Отдых», «На волнах», «Старое дерево», «Лампа» «Родная земля» и другие, рассказывающие о родном крае, о насущных проблемах и чаяниях людей.

Среди своих живописных работ художник назвал «Полевые цветы», «Селение Аракани», «Родное село Верхнее Убеки», «Снежные горы», «Окрестности Убеки», «Коктебель», «Махачкала», «Восход», «Орешник», «Когда солнце рождается», этюды «Девочка», «Жена и дочь», «Внучка» и другие.

Комментируя произведения Рассо Константиновича, народный художник РД Арсен Кардашов охарактеризовал их высоко и назвал Магометова достаточно сильным художником, одаренным живописцем и мастером ручного ткачества. «Его гобелены – это работы трудоемкие, они долго делаются. Им присущи один язык, чувство цвета, форма, ритм, тема, а главное – открытость. Рассо – сформировавшийся человек со своими убеждениями, который не поддается влиянию всяких «измов». Дело в том, что Рассо Константинович, если был коммунистом, то и им был неформально, он верил в эти идеалы. Потому у него и произведения правдивые, откровенные, искренние», – подчеркнул народный художник РД. 

Что касается пейзажей, натюрмортов и других работ автора, Кардашов назвал их узнаваемыми: «Все они пропитаны сыновней любовью к Родине. Каждый раз селение Убеки, в котором родился художник, предстает во всей своей красе, будь то закат или рассвет. Горы изображены на его картинах такими, какими он запомнил их еще в раннем детстве. Они пронизаны солнечным светом, радужными бликами и неописуемой радостью. Его натюрморты удивительно натуральны и красочны: сочный арбуз так и просится, чтобы его отведали, а множество спелых фруктов отображают все многообразие даров дагестанской земли».

«Одним словом, Рассо – цельная личность, художник, человек. Он проповедует вечные ценности – любовь и искусство. Ему присуща природная скромность. Дагестан может гордиться Рассо Магометовым», – тепло и с пафосом отозвался о своем земляке и коллеге Кардашов.