В Ахвахском районе провели старинный обряд «Выбор жениха»


Во многих селах Дагестана по сей день сохранились уникальные обрядовые праздники, которые являются этнокультурным богатством республики. Среди них сезонные, трудовые, семейные, обрядовые. Большую работу по сохранению и популяризации обрядов проводит Республиканский Дом народного творчества министерства культуры Дагестана. С 2013 года эта деятельность ведется совместно с Центрами традиционной культуры народов России, которые по инициативе Главы РД Рамазана Абдулатипова в рамках приоритетного проекта «Человеческий капитал» открыты во всех муниципальных образованиях республики.

Обычаи и обряды традиционной культуры, жанры современного народного творчества бережно сохраняются в Ахвахском районе. 22 января в селе Тадмагитль самодеятельные артисты фольклорного коллектива «Ахвах» показали старинный обряд «Выбор жениха». В Ахвахском районе представляли девушке возможность из потенциальных женихов выбрать понравившегося. Особенностью обряда является то, что выбор жениха невестой проходил публично с согласия девушки после какой-либо сельской свадьбы или традиционных посиделок – «гвая». В молодости великий поэт Расул Гамзатов, пленившись этим романтичным обрядом, описал его в нескольких произведениях: в поэме «Аттестат любви» и стихотворении «В Ахвахе». Участники представления – самодеятельные артисты читали стихи великого поэта.

К сожалению, сегодня этот красочный старинный обряд ушел в прошлое. По словам старожила Махмуда Бекиева, обряд «Выбор жениха» у ахвахцев появился в XVI-XVII веках и проводился вплоть до 30-40-х годов ХХ века. «Потом началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов и большинство молодых ребят, защищая свою Родину, не вернулись с полей сражений. У девушек возможности выбора уже не было, и с тех пор этот обычай перестали проводить», – отметил М. Бекиев.

Участники ансамбля «Ахвах» предложили свою интерпретацию обряда. С раннего утра невесты спускаются к роднику за водой. По дороге домой они общаются, обмениваются новостями. В это время на годекане собираются молодые мужчины в национальных костюмах, папахах, бурках, веселятся, поют песни, танцуют. По селу распространяется весть о том, что у одной из девушек в этот день проводят «гвай» – сельские посиделки. На посиделки собирались девушки, наряженные в красивые традиционные платья. Где же, как не здесь, или у родника, девушки могут пообщаться с юношами. На посиделках девушки поют, шутят, рушат кукурузу, делают пряжу из шерсти, разгадывают загадки, рассказывают различные истории, считалки и танцуют по ходу работы. В камине варят национальные блюда ахвахцев: «гъоди» – блюдо из кукурузы с добавлением фасоли, черных бобов, брынзы; картошку, тыкву.

Направляясь к дому девушки, аульские парни поют, играют на музыкальных инструментах, спорят и шутят, к кому благосклонна их избранница. Подойдя к дому, молодые люди останавливаются напротив окошка, где расположена комната девушки. Затем потенциальные женихи снимают с головы шапки и папахи, поочередно бросают их в окно. Девушки ловят их. Папаху понравившегося парня девушка оставляет у себя, а остальные выбрасывает обратно. Друзья подходят к счастливчику и поздравляют его с тем, что именно он удостоился внимания девушки. На радостях джигит, чью папаху не кинули обратно, сначала играет для возлюбленной на зурне лирическую мелодию, затем по стене через окно влезает в комнату, показывая удаль и ловкость горца, а друзья и остальные гости заходят через дверь.

В финале собираются родственники, близкие друзья и соседи. Мать девушки угощает всех собравшихся национальными блюдами. После трапезы веселье продолжается. Звучит музыка, песни, все танцуют в общем кругу.

После того, как невеста выбрала жениха, слух об этом распространялся на все село. Родители жениха, как правило, не медлили с помолвкой. Свадьбы традиционно играли поздней осенью, после сбора урожая и завершения всех полевых работ.

Республиканский дом народного творчества РК МД