Выставка, посвященная истории железной дороги в Дагестане, открылась в Махачкале


Выставка «Железная дорога и город» из истории возникновения и развития железной дороги в Дагестане: конец XIX – середина ХХ вв.» открылась 30 января в Музее истории города Махачкалы. Проект реализован совместно с Всероссийским обществом любителей железных дорог, Музеем истории Северо-Кавказской железной дороги в Ростове-на-Дону, Железнодорожным музеем РЖД в Дербенте, Махачкалинским отделением СКЖД и Центральным Государственным архивом Республики Дагестан.

Впервые в выставочном формате дагестанскому зрителю представлены фотографии, документы, карты, схемы, облигации, железнодорожные билеты, документальная хроника 30-х годов прошлого века. Особый интерес представляют предметы, имеющие непосредственное отношение к железнодорожной тематике: фонари сигнальные и семафорные, служебные телефоны, сумка обходчика железнодорожных путей военных лет, рельса с надписью «Сталин» и другие. Эти экспонаты предоставлены в экспозицию выставки из собрания Железнодорожного музея города Дербент.

«Представлено около 100 редких фотографий из российских музеев и частных коллекций. В том числе редчайшие фотографии из семейного архива Григория Яковлевича Погорельского, работавшего на железной дороге. Его семья не помнит какой была его должность. Из его же архива есть еще два уникальных снимка, на которых можно увидеть внутреннее убранство первого этажа вокзала, где на полу лежат горцы, рядом мусор, и совершенно замечательного ресторана, расположенного на втором этаже. То есть разные ситуации могли сосуществовать в одном пространстве. Здесь собран очень большой материал – указы, документы. Мы также любим в свою экспозицию включать человеческую историю. Так, есть маленькие отрывки-распечатки, к примеру, как дама и кавалер договорились распрощаться на перроне», - рассказывает директор музея Зарема Дадаева.

Выставка включает и 30 экспонатов - гаечные ключи, тележки, макеты вагонов и другие, переданных из собрания Железнодорожного музея города Дербент. Это неофициальный музей, который работает с 1997 года. Создавал экспозицию Гаджиага Магомедшерифов, 40 лет проработавший на железной дороге. Помещение под музей выделили на станции железной дороги Дербента.

По словам кураторы выставки Наиды Дибировой, идея выставки возникла потому, что железная дорога для города очень много значит. С проведением железной дороги в Дагестане связано строительство крупных промышленных предприятий, развитие сети шоссейных дорог, связавших внутренние округа Дагестана между собой и с другими регионами России. В истории развития и становления нашего города железнодорожная магистраль, наряду с портом, сыграла важную роль, поскольку способствовала превращению Петровска (ныне Махачкала) из провинциального городка в культурный и промышленный центр республики. Мало кто знает, что в Петровске строительство порта и железной дороги шло практически одновременно.

«И потом заинтересовал тот факт, что изначально, когда собирались строить железную дорогу, возникли некоторые разногласия по поводу территории прокладки железнодорожного полотна. Дело в том, что первоначально намечалось проложить железную дорогу западнее города, у самого подножия Тарки-Тау. Однако этому воспротивились рыбопромышленники и купцы, не желавшие нести дополнительные расходы по перевалке грузов от порта через весь город до Тарков. Вопрос о трассе железной дороги был пересмотрен и путь на Дербент и Баку пошел через порт и далее вдоль берега моря по песчаной косе», - рассказывает Дибирова.

Работа по подготовке выставки, сбору материала была долгой и кропотливой, так как, отмечают кураторы выставки, начинали с нуля, надо было выявить наличие фотографии, экспоната.

«Это началось примерно шесть лет назад. Начинали с того, что по интернету искали российские музеи, в чьих фондах может быть какая-то информация по строительству железной дороги. Но поскольку у нас узколокальная тема, которая связана непосредственно с Дагестаном, трудно было вычленить материал, относящийся к нам. Но большую помощь в этом смысле нам оказал Музей истории Северо-Кавказской железной дороги в Ростове-на-Дону. Директор Владимир Бураков пошел нам навстречу и буквально папками присылал нам отсканированные снимки. Алексей Вульфов из Всероссийского общества любителей железных дорог прислал нам коробку с книгами: по истории костюма железнодорожника и написанную им самим - по появлению железной дороги в России, открытки разных лет с изображением поездов, вагонов и паровозов.

Безусловно мы ходили и на махачкалинский вокзал, пытаясь найти какую-то информацию. Как известно, здание вокзала раньше было другое. Оно было построено в 1896 году, в 70-х годах прошлого столетия его снесли и построили новое. Информации по старому вокзалу очень мало, найти практически ничего не удалось, кроме снимков из семейных архивов. Сейчас уже покойный Саид Малахов – заместитель начальника вокзала Махачкалы, познакомил нас с Вячеславом Иноземцевым, в семье которого четыре поколения железнодорожников. Они собирали материал для создания музея на вокзале и предоставили нам фотографии, но у них был в основном советский период, а история с конца XIX века практически не охвачена», - говорит Дибирова.

В самом начале деятельности Музея истории Махачкалы, которому только 7 лет, руководство давало объявления по всем газетам и телевидению о сборе материала по истории города. Так в фонд музея попали фотографии Григория Яковлевича Погорельского и железнодорожного служащего Серикова.

«Как-то к нам пришла девушка по имени Анна, которая работала на телевидении, и в разговоре всплыло, что ее прадед был связан с железной дорогой и в семье сохранились снимки, которые также сегодня представлены на выставке. В семье хранится также именной нагрудный знак, которым был награжден Григорий Яковлевич Погорельский за свою работу на железной дороге. Он давал право бесплатного проезда на Владикавказской железной дороге. Его копию также можно увидеть на выставке. Также случайно нашла в интернете фотографию железнодорожного служащего Серикова, потомки которого живут в Ростове. Видимо в начале XX века он с семьей проживал в Петровске и работал на железной дороге. Я списалась с его потомками, и они выслали мне эту фотографию», - говорит куратор выставки.

Выставка будет представлена в течение месяца.