Дагестан отмечает 115 лет со дня рождения композитора Готфрида Гасанова


Дагестан в 2015 году отмечает 115 лет со дня рождения композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, автора первой дагестанской оперы Готфрида Гасанова. Один из видных представителей многонационального искусства России и Советского Союза Готфрид Гасанов принадлежит к числу крупнейших деятелей художественной культуры Дагестана XX века. В своей музыке композитор впервые ярко и глубоко отразил широкий круг национальных образов, раскрыл миру красоту дагестанских мелодий, поэзию горской крестьянской жизни, воплотил в звуках драматическую напряженность древнего эпоса и мироощущение горцев новой, послереволюционной эпохи. Его монументальные концерты и камерные миниатюры для фортепиано, музыкально-сценические произведения, романсы и хоры, симфонические и кантатно-ораториальные сочинения, обработки народных песен и танцев вошли в классику дагестанского искусства.
В лице Гасанова дагестанская музыка обрела своего первого зрелого мастера, свободно творящего в формах общечеловеческого искусства, но прочно стоящего на родной народно-национальной почве. С его произведений началось признание дагестанского профессионального композиторского творчества в нашей стране и его первые значительные успехи за рубежом.
Основоположник дагестанской профессиональной музыки родился 1 мая 1900 года в городе Дербенте. Внук известного ученого, философа, поэта, автора первой истории Дагестана «Асари Дагестан» Гасана Алкадари. В 1926 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по классу фортепиано у M. H. Бариновой; по классу композиции занимался у В. П. Калафати. В том же году организовал в городе Буйнакске первое музыкальное училище. Преподавал фортепиано в Махачкале, Самаре, Ленинграде, выступал с сольными концертами как пианист. С 1935 по 1937 годы и с 1949 по 1953 годы работает художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца Дагестана. В 1940-е годы - заведующий музыкальной частью Кумыкского государственного драматического театра. Член Союза композиторов СССР с 1947 года. В 1950-е годы работает заведующим учебной частью Махачкалинского музыкального училища и одновременно с 1954 года - первым председателем организованного им Союза композиторов Дагестанской АССР, художественным руководителем Дагестанского радио.
Готфрид Гасанов участвовал в музыкально-этнографических экспедициях. Первая музыкально-художественная экспедиция по собиранию народной музыки, возглавляемая Гасановым, отправилась из Буйнакска по маршруту Араканы-Кудутль-Гергебиль-Могох-Хунзах-Чох-Согратль и собрала интересный материал: 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий, записанных на фонографические валики. Результатом экспедиции явилось исследование Г. Гасанова «Песни аварцев», законченное в 1927 году.
Публикация Гасанова получила высокую оценку: зачитанная как доклад на заседании этнографической секции Государственного Института музыкальной науки в Москве в августе 1927 года, она принесла автору признание научной общественности. Ему была присвоена степень члена-корреспондента ГИМНа. В том же году был напечатан сборник «Мотивы дагестанского танца: 12 лезгинок, исполняемых зурнами», составленный Г. Гасановым, М. Джамаловым. Это первое издание лезгино-дагестанских мелодий, а также первый и до настоящего времени единственный сборник народной танцевальной инструментальной музыки.
Составил сборники: «Сто дагестанских народных песен» (Махачкала, 1948), «Кумыкские йыры и сарыны» (Махачкала, 1956) и другие. Гасанов является одним из первых представителей музыкальной культуры Дагестана, пропагандистом произведений русской и классической музыки. Оказал большое влияние на формирование как профессионала известного дагестанского композитора Сергея Агабабова. Он подготовил таких выдающихся музыкантов, как Сейфуллах Керимов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев и других.
Гасановым написаны детский балет «Карачач», опера «Хочбар», поставленная на сцене Республиканского театра оперы и балета в 1997 году, песни для пьес «Айгази», «Любовь Асият» и другие. Он автор первых дагестанских произведений музыкально-театральных жанров (опера, балет, музыкальная комедия).
Творчество Г. Гасанова высоко оценено Правительством СССР. 22 марта 1949 года за концерт для фортепиано с оркестром ему было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР, которой был удостоен дважды. Также имел почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и ДАССР.
Он дважды лауреат Сталинских (Государственных) премий. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Дважды избирался депутатом Верховного Совета и членом Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР. Имя Г. Гасанова присвоено Махачкалинскому музыкальному училищу. Каждый год в республике проходит конкурс юных исполнителей-инструменталистов имени композитора. Министерство культуры проводит композиторский конкурс его имени.
Важнейшее, фундаментальное значение для композиторского творчества самого Гасанова, для развития всей дагестанской музыки имела его работа по записи, изучению и публикации образцов народного песенно-танцевального искусства, составляющая, без преувеличения, целую главу в истории «художественной этнографии» Дагестана. Именно десятилетия собирательского и исследовательского труда привели Гасанова к созданию наиболее замечательных его произведений. В глубинах фольклора он находил не только образы и средства для творчества, в народном искусстве он черпал также силы и вдохновение.
Творчество Гасанова привлекает внимание музыкальной науки и критики с начала 1920-х годов. В работах музыкальных ученых и публицистов дан разносторонний анализ ряда произведений Гасанова, его музыка рассматривалась в них с точки зрения важнейших общих проблем советского музыкального творчества: идейности и народности искусства «социалистического реализма», путей развития национальных музыкальных культур, вопросов органического сочетания элементов национального и классического искусства, соотношения традиционного фольклора и профессионального творчества. Короче говоря, включена в широкий круг актуальной научно-музыковедческой и творческой проблематики.
Изучение творчества Гасанова началось с появлением его Первого концерта для фортепиано с оркестром (1948). Уже в первых работах, посвященных концерту (статьи С. Бергельсона, С. Говорова), были подчеркнуты такие важные качества сочинения, как непосредственная связь с фольклором, национальное своеобразие и общезначимость, «стремление сделать произведение понятным многонациональным массам СССР», индивидуальность авторского лица и следование традициям отечественной музыкальной классики (Римского-Корсакова, Рахманинова) при «хорошем владении средствами современного музыкального искусства». Наконец указано на принципиальное новаторское значение Концерта, продемонстрировавшего ценность дагестанкой народной музыки «как материала, обеспечивающего создание произведений всех жанров». Отмечена значительность идейного содержания и жизнеутверждающий характер партитуры дагестанского композитора. Более глубоко и детально аналогичные положения изложены в статье А. Иконникова, особое место уделившего характеристике образно-эмоционального строя концерта, анализу его народных истоков, отдельным сторонам музыкального языка.
Гасанов был, однако, не только известным композитором. Его жизнь была наполнена разнообразной, активной музыкальной и общественной деятельностью. Талантливый педагог и пианист, дирижер, музыкальный ученый, критик и публицист, создатель и руководитель различных коллективов и учреждений, Готфрид Гасанов явился подлинным строителем новой культуры, сыграл исключительно важную роль в организации всей музыкальной жизни 1920-1960-х годов.
Выдающийся композитор умер 28 мая 1965 года в Москве.