Google планирует избавиться от водителей за пять лет


Любопытный прототип самоуправляемого автомобиля Google выезжает на дорогу этим летом, как сообщил техногигант на прошлой неделе. На настоящую дорогу в настоящем мире. У этого авто не будет рулевого колеса или педалей, всю работу водителя будут выполнять компьютеры.

Хотя звучит прекрасно, технологически этот шаг вперед не такой уж и большой. Крошечные машинки используют то же программное обеспечение, что управляет автомобилями Lexus и Toyota; с его помощью Google намотала сотни тысяч миль самоуправления в прошлом году, испытывая свои прототипы. И, в соответствии с законодательством штата Калифорния, на борту транспорта должен быть человек, готовый взять на себя управление (поставив руль и педали), если что-то пойдет не так.

Что важно, так это приверженность Google к подходу «все или ничего», от которого далеки ведущие автопроизводители вроде Mercedes, Audi или Nissan.

Автономные, или самоуправляемые, автомобили приближаются. Но обычные автопроизводители наращивают такие характеристики понемногу в течение многих лет. У машин уже имеются активные функции безопасности вроде автоматического торможения и предупреждений касательно полосы движения. В ближайшие несколько лет, как ожидается, автомобили уже не только смогут самостоятельно катиться по шоссе, но и маневрировать в сложных городских условиях.

«Мы называем это революцией в эволюции. Мы будем делать ее шаг за шагом, добавляя больше функциональных возможностей, больше полезности системе», — говорит Томас Рухатц, глава Audi по системам помощи водителю и интегрированной безопасности. Но полная автономия не пойдет по этому пути, так, чтобы однажды мы могли проехать от двери дома до работы и ни разу не взяться за рулевое колесо автомобиля».

Google считает, что именно это и произойдет. Она не возится с чем-то меньшим, чем полная автономия автомобиля, она просто убирает «вождение» из формулы управления автомобилем: вводим пункт назначения, наслаждаемся поездкой. Эта технология просто однажды появится (когда точно — непонятно), подобно тому, как солнце встает над горизонтом.

В последние несколько лет Google использовала около двух десятков модифицированных внедорожников Lexus RX5450h, чтобы наездить почти миллион миль вокруг Кремниевой долины. Компания позволила сотрудникам самостоятельно выбрать, кто будет ездить в самоуправляемых автомобилях по шоссе. Транспорт попал в 11 небольших аварий, ни одна из которых не была серьезной и ни в одной из которых не было вины Google. Флот машинок проехал по 10 000 миль в неделю, изучая процесс езды и встречая пешеходов, разделители и мотоциклистов как временные помехи. Продукт, как ожидается, будет завершен к 2020 году.

В подходе Google есть три существенных минуса. Во-первых, одна только цель по созданию самоуправляемого автомобиля задает высокую планку. У него не будет человеческой поддержки, поэтому машине придется самостоятельно управляться с любой встречной ситуацией. Это то, что Google называет «0,001% вещей, к которым нужно быть готовым, даже если их никогда не встречали в реальном мире вождения». И если видеорегистраторы чему-то нас научили, так это тому, что наши дороги — безумное место. Люди спрыгивают на шоссе. Коровы падают с грузовиков. Цунами нападают, здания разрушаются.

Автопроизводителям придется иметь дело с этими же странными случаями, в которых даже находящийся за рулем человек не смог бы сориентироваться правильно в ста процентах случаев. Автопроизводители признают эту проблему, но решают ее медленно и осторожно. Google же планирует решить ее за пару лет, и это очень сложно.

Во-вторых, у компании не будет выгоды от медленного внедрения технологии, сопряженного с препятствиями в развитии автономных автомобилей: ведь необходимо не только совершенствовать технологию, но и решать вопросы урегулирования, страхования, потребительского отношения. Многие детали этой головоломки пока представляют собой адскую смесь, не все законы принимаются с первого раза, не ко всем изменениям общество готово.

Последние исследования показывают потребительский интерес к самоуправляемым транспортным средствам, но сказать, что вы хотите автомобиль, который будет возить вас сам, — это не то же самое, что купить автомобиль и доверить ему свою жизнь. Непонятно, как отреагирует страховая отрасль на возможность того, что взносы могут упасть. Даже если автопроизводители самостоятельно будут все это выяснять, Google потребуются годы, чтобы уладить все вопросы, прежде чем начнутся фактические продажи.

В-третьих, Google не сможет пожинать плоды ограниченной автономии. Вам не нужен автомобиль, который на 100% своего времени будет самостоятелен, чтобы просто срезать процент человеческой ошибки. Активные системы безопасности на рынке уже спасают жизни. Предлагая поездку на Луну, вы должны отказаться от преимуществ, которые получите на промежуточной стадии развития. А именно, от бума в продажах потребителям, которые заинтересованы в автомобилях, которые будут немножко безопаснее, чем остальные на рынке.

Google знает это.

«С тех пор как мы начали проект самоуправляемых автомобилей в Google, — писал лидер команды Крис Урмсон в 2014 году, — мы работаем в направлении транспортных средств, которые смогут взять на себя всю нагрузку от вождения». Транспортные средства, которые вычитают из уравнения человека целиком.Одна из самых сложных — и мало обсуждаемых — задач, стоящих перед автопроизводителями, заключается в том, как осуществлять переход между компьютерами и людьми, особенно в случае чрезвычайной ситуации. Построить автономную систему, которая будет требовать, чтобы человек иногда принимал управление на себя в случае каверзных ситуаций, не последней из которых будет сам факт определения, готов ли человек за рулем взять ситуацию на себя. Audi определила, что в среднем требуется от 3 до 7 (иногда до 10) секунд, чтобы водитель оценил ситуацию и взял управление, даже если его предупреждают мигалки и устные предупреждения. За 10 секунд может произойти много, особенно когда транспорт движется на скорости больше 30 метров в секунду.

И если мы, люди, будем ездить меньше и меньше, не станем ли мы хуже в этом деле? Не будет ли из нас плохой запасной системы вождения?

Смертельное крушение рейса 214 Asiana Airlines в международном аэропорту Сан-Франциско в июле 2013 года стало хорошим уроком для авиапрома. Система VGSI, которая помогает посадить самолет, в аэропорту не работала, поэтому пилотам пришлось садиться «на глаз». Команда была опытной и налетала много часов, но редко управляла «Боингом-777» вручную, как сообщал Bloomberg. Самолет зашел слишком низко и медленно и попал в дамбу, отделяющую аэропорт от залива. В итоге в Национальном совете по безопасности транспорта решили, что пилоты «неправильно посадили самолет».

Asiana, в свою очередь, обвинила разработчика программного обеспечения. Что бы ни случилось, в этой аварии погибли три китайских девочки-подростка. Инцидент наглядно демонстрирует трудности, которые могут возникнуть, когда люди взаимодействуют со сложным программным обеспечением, предназначенным для облегчения их труда. Google не хочет иметь ничего общего с этим взаимодействием. Компания верит, что компьютеры могут справиться с вождением куда лучше людей и будет работать на полной скорости, чтобы передача управления механическим мозгам произошла как можно скорее.

http://hi-news.ru/