В Дагестане создан центр изучения традиционной музыки


Центр изучения музыкального фольклора создан в Дагестане, сообщили РИА «Дагестан» в министерстве культуры республики. В планах сотрудников Центра – экспедиции в самые отдаленные районы, общение с носителями традиций и многое другое. Впереди огромная работа по изучению и сохранению богатой дагестанской музыкальной культуры.
 
Он создан при поддержке Главы республики Рамазана Абдулатипова и министерства культуры республики. Однако о необходимости создания такой организации не раз говорила сотрудник Государственного института искусствознания МК РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Патимат Гамзатова, которая в интервью рассказала об истории его создания.
 
- Патимат Расуловна, расскажите, как возникла идея создания Дагестанского Центра изучения музыкального фольклора.
 
- Много лет я работаю в отделе фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания. Вместе со мной работают этномузыкологи, социологи, театроведы. Это позволило мне увидеть, насколько в России и во всем мире разработаны многие темы, связанные с музыкальным фольклором. Но, к сожалению, в Дагестане это направление плохо развито. Несмотря на то, что у нас были и есть специалисты по народному прикладному искусству, по устному фольклору, у нас очень мало исследований по музыкальному фольклору народов Дагестана. Я много лет участвую в фольклористических конференциях, и за все годы ни одной этномузыкологической статьи или доклада не было из Дагестана. Именно поэтому я была уверена в том, что нам абсолютно необходим Центр изучения дагестанской традиционной музыки.
 
- Когда возникла идея и как удалось воплотить ее в жизнь?
 
- Во всем мире есть отлаженные системы по изучению традиционной музыки. Такие центры могут называться по-разному: лаборатория народной музыки, или кабинет народной музыки, или как в нашем случае: «Центр изучения музыкального фольклора Дагестана». Примерно лет 7  назад я поняла, что надо что-то делать, чтобы у нас был такой центр. Я написала программу, где описала все, чем должно заниматься подобное учреждение, вплоть до количества сотрудников, того, какое должно быть помещение и какая нужна оргтехника. Потом опубликовала статью в «Дагестанской правде», обратилась в органы власти. Идея тогда всем понравилась, но, к сожалению, так и осталась только на бумаге. Примерно год назад я услышала выступление Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова по телевидению, где он говорил о том, как важно собирать народную музыку. И, конечно, это меня вдохновило на вторую попытку. Я взяла свои старые материалы и передала программу непосредственно Рамазану Гаджимурадовичу. И вот в этом году при поддержке главы республики и министерства культуры такой Центр, наконец, заработал и в Дагестане. 
 
- Каковы главные задачи Центра?
 
- Их несколько. На сегодняшний день главная: создание фоноархива (оцифровка старых записей и собирание новых фономатериалов в экспедициях). Это то, что передают потомкам, на чем строятся курсы для обучения студентов музыкальных вузов, чем «питаются» современные композиторы, то, на чем во многом строится наша самоидентификация. Вообще у Центра будет много работы. И это не только общение с носителями традиции. Телерадиовещательные компании Дагестана обладают уникальной фонотекой, старыми фондами, но они не перенесены на новые носители. Многое уже потеряно и испорчено. Аудиоматериалы, хоть и немного, но также требующие спасения, могут храниться в архиве Дагестанского научного центра РАН. Много записей хранится в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. И это все сотрудники центра должны находить и собирать для нашей фонотеки.
 
Конечно, было бы здорово, если бы люди помогали нам. Может кто-то знает старинную колыбельную или свадебную песню или знаком с теми, кто помнит наши старинные мелодии и песни. Тем более в настоящее время технологии позволяют многое – можно просто снять в каком-нибудь ауле песню на телефон и прислать сотрудникам Центра.
 
Еще один важный аспект деятельности Центра – экспертная работа, изучение и анализ собранного материала. То есть нужно выявить, что является фольклором, а что нет. И здесь самое главное – правильная оценка. В будущем планируется проводить курсы лекций по музыкальному фольклору для студентов музыкального профиля, осуществлять публикации книг и сборников статей, а также песенных сборников, организовывать проведение научных конференций и концертов народных исполнителей.
 
- Как Вы думаете, правда ли, что все новое – это хорошо забытое старое? Может, наша исконно традиционная музыка, действительно, в итоге станет «модной»?
 
- Музыка и мода на музыку быстро меняется, так же как меняется мода на одежду. К нам приходят турецкие, индийские мотивы. В этом нет ничего плохого, но мы должны знать свою аутентичную музыку. Представьте: мы пьем соки или лимонад, но забыли, что такое вода. Согласитесь – не знать, что такое вода, было бы большой потерей для человека. Точно так же и с традиционной музыкой. Я думаю, что очень скоро у нас будет один из лучших центров по изучению традиционной музыки. На сегодняшний день по традиционной музыке Кавказа есть только сайт и страничка в Фейсбуке проекта «Саят Нова». Сайт открыла небольшая группа энтузиастов из Англии. Там выложены пара аварских и пара лезгинских песен, записанных ими в Северном Азербайджане. Ребята также побывали в других республиках Северного Кавказа, мечтают приехать к нам. Думаю, что создание такого сайта – это добрый пример для нас. У нас очень певучая республика, руководству Центра повезло в том плане, что они первопроходцы и могут собрать уникальный материал.
 
- У Вас возникла идея создания Центра, а будете ли Вы участвовать в его работе?
 
- Я не являюсь сотрудником Центра, но, конечно, буду всеми силами поддерживать его работу. Я уже посылаю литературу, делюсь информацией о том, где какие научные события происходят. Недавно я познакомила руководство Центра с этномузыкологами из Москвы, Северного Кавказа, Англии.
 
- Почему так важно существование такого Центра в Дагестане?
 
- В современном мире народная музыкальная традиция, одна из основ национального самосознания, подвергается быстрым и значительным искажениям. Сценические формы фольклора, ориентирующиеся на массовую и поп-культуру получили широкое распространение не только у нас в Дагестане. Однако на всей территории России существуют институции, чья деятельность направлена на поддержание, сохранение и изучение аутентичного фольклора и народной культуры в целом. В новых социокультурных условиях изучение, научно грамотная фиксация фольклорного материала, его правильная подача и преподавание становятся одной из главных основ сохранения и передачи будущим поколениям национальных музыкальных традиций. Сегодня именно академическое изучение во многом определяет возможность дальнейшего существования этнических форм культуры. Важно, чтобы уходящий в лету живой фольклорный материал еще можно было найти, и чем быстрее мы приступим к его изучению, тем лучше.