Граница переходит в «частные руки»


На смену действующему с 2000 года закону «О карантине растений» должен прийти новый законопроект, который наделяет негосударственные лабораторииправом проводить исследования и работы по обеззараживанию подкарантийной продукции, контролировать ее ввоз и вывоз. Таким образом, функцииРоссельхознадзора, являющегося на сегодняшний день единственнойнациональной организацией по карантину и защите растений, будут ущемлены.Своим мнением по данному поводу с «МК в Дагестане» поделился заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по республике Идрис Азиев.

- Идрис Даудович, чем обусловлено введение данной административной реформы?

Необходимость реформы объясняется недовольством участников внешней экономической деятельности высокими административными барьерами. В связи с этим Министерство экономического развития России подготовило предложение о проведении реформирования и либерализации действующего законодательства «О карантине растений». Проекту около двух лет. Но только в прошлом году он был одобрен для внесения в Госудуму Правительством России. Специалистами не раз поднимали вопрос о пересмотренииряда положений в новом законе, которые могут привести к дестабилизации продовольственной безопасности страны и к ограничению экспорта российской растительной продукции».

Когда мне становиться одиноко и скучно, то я провожу свой досуг со шлюхой Казани . Можно долго рассуждать на тему плохо или это хорошо, но шлюхи в Казани очень порядочные и честные, и им всегда можно доверять, даже самые ценные свои секреты.

- С какими положениями в новом законопроекте  вы не согласны?

Прежде всего, с положением, который предусматривает передачу праванеподведомственным национальной организации по карантину и защите растений(НОКЗР) учреждениямосуществлять проведение экспертизы ввозимой и вывозимой продукции, оценивать ее состояние и проводить работы по обеззараживанию. На наш взгляд, такой подход может привести к систематическим выявлениям странами-импортерами в российской продукции карантинных объектов. Во-первых, потому что для негосударственных учреждений главная цель – извлечение максимальной выгоды, что, несомненно, скажется на качестве проводимых работ. Во-вторых, обеззараживание подкарантийных объектов – функция по охране территории России –должна соответствовать международным  договорам Российской Федерации в области карантина растений.А введение системы аккредитации вызовет недоверие у фитосанитарных служб других стран к возможности России обеспечивать их фитосанитарные требования. Примером может послужить 2008 год, когда Египет отказался от украинского зерна по причине снижения его качества. А у России уже сегодня существует немало проблем с экспортом зерна в Египет, Бразилию. Это касается и пункта о проведении лабораторных анализов и экспертиз.

- Это правда, что законопроект предусматривает осуществление внешнего карантина растений таможенными органами?

- Да. Уже сегодня таможенная служба имеет право возвратить  груз в двух случаях: отсутствие фитосанитарного сопроводительного сертификата и  запрет страны  на импорт подкарантинной продукции. Но передавать полностью функции таможенной службе – это абсурд. Внешний карантин на границе лишь начинается, а заканчивается на участках, где высеяны импортные семена. Также ответственность  за фитосанитарную безопасность несет именно НОКЗР, то есть Россельхознадзором, в задачи таможенных органов это не входит. В итоге получается, что  работу выполнять работу будет одно ведомство, а отвечать за результаты этой работы будет другое.

- Будут ли отменены карантинные сопроводительные сертификаты?

- Это положение рассматривается. Сертификат планируется заменить на «разрешение на вывоз», которое будет изыматься уполномоченным должностным лицом по карантину растений на границе карантинной фитосанитарной зоны. Замена карантинного сертификата на разрешение при вывозе и изъятие подкарантинной продукции на границах карантинной фитосанитарной зоны, предусмотренные законопроектом, практически неосуществимы, так как отсутствует механизм реализации указанных положений: увеличения постов карантинного контроля, расширения штата специалистов и средств. Определение нескольких федеральных органов исполнительной власти приведет к отсутствию единого подхода в части контроля и надзора карантинных растений.

-На ваш взгляд, введение реформ должно сопровождаться ужесточением контроля?

- Реформы, конечно, нужны, так как все меняется и совершенствование системы обеспечения карантина растений необходимо. Но нельзя смотреть на проблему только с одной стороны, надо найти баланс. Контроль необходим, причем проводимый одним государственным органом. Мое мнение – он должен быть единственным. Наша задача сегодня – вести надзор за поступающей продукцией, от этого зависит продовольственная, экономическая и экологическая безопасность страны в целом.  Ежегодно, по проведенным исследованиям, потенциальный ущерб от проникновения и распространения  на территорию России индийской головни пшеницы, копрового жука, андийских вирусов картофеля, бактериального вилта и стеблевых гнилей кукурузы, кукурузного жука диабротики оценивается порядка 135млрд. рублей. А ежегодные потери урожая сельскохозяйственной продукции, вызываемые воздействием вредителей, болезнями растений, сорняками составляют около 100 млн. тонн в пересчете на зерновые, что составляет порядка сотни млрд.руб. Поэтому не ужесточить, а улучшить систему контроля за счет дополнительного финансирования мероприятий, направленных на борьбу с вредными организмами и сокращение карантинных фитосанитарных зон, улучшить качество подготовки специалистов и помимо всего прочего организовать систему мониторинга фитосанитарного состояния территорий страны и экстренного оповещения о фактах заражения подкарантийной продукции».

- Сколько на сегодняшний день обнаружено карантийных объектов на территории Дагестана?

В Дагестане зарегистрировано восемь карантийных объектов и под карантином находятся 30126,1 га территории республики. Если ослабить контроль, то все вокруг зарастет бурьяном и сорняками. Относительно импорта, например, в прошлом году было возвращено 1000 тонн продукции ввиду того, что в ней были обнаружены карантийные вредители: калифорнийская щитовка, восточная плодожорка, филлоксера и американская белая бабочка, а также сорняки: горчак ползучий, повелика полевая и так далее. Все эти и другие вредители могут нанести ущерб сельскому хозяйству в миллиарды рублей, мало того, они опасны для здоровья человека.

- Что предусматривает, указанная в законопректе, автоматизированная система управления?

Эта система направлена на автоматизацию работы государственных инспекторов фитосанитарного надзора, обеспечения правомерности и прозрачности реализуемых надзорных действий. Звучит красиво, но как оно выйдет в действительности неизвестно, потому что автоматизированная система управления фитосанитарными рисками потребует значительных расходов средств федерального бюджета и длительных сроков исполнения. При этом в рамках переговорного процесса по вступлению России в ВТО американским партнерам остался непонятным  механизм реализации автоматизированного комплекса управления фитосанитарными рисками при ввозе подкарантинной продукции на территорию России и назначение паспортов вредных организмов, как документа отсутствующего в международной практике.

 

Мадлен Мавраева

Интердаг