Дагестан планирует возродить судоремонтный завод


Около 350 рабочих мест, максимальная загруженность и радужные перспективы – таким было ЗАО «Судоремонт» в свои лучшие годы. Судоремонтный завод республики, который берет начало с 1916 года и занимает площадь 5,3 га, ныне переживает второе рождение.

Директор завода Ахмед Курбанов в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал о том, что ждет предприятие в будущем, как планирует оно завоевывать свою нишу в сфере ремонта судов и бороться с конкурентами из Астрахани.

За два с половиной года на предприятии проделана значительная работа: отремонтировано крановое хозяйство, судоподъемные слипы, станки, здания цехов и многое другое.

К примеру, сейчас на заводе ведется капитальный ремонт трех кораблей. В рамках этого были проведены работы по восстановлению корпусов суден, отремонтированы двигатели, проведена покраска.

«Акционер завода – ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» – понял, что необходимо возродить единственный судоремонтный завод республики, и принял решение профильно развивать завод. Это очень актуально, поскольку многие владельцы судов ремонтируют их на ремзаводах в Астрахани. У соседнего региона имеется порядка 10 таких заводов, соответственно, доходы, налоги и прочие дивиденды поступают в бюджеты области», – рассказал директор.

По его словам, на первоначальном этапе на ЗАО «Судоремонт» был проведен анализ, изучено состояние имущества и принято решение о пошаговом развитии. Как отметил Ахмед Курбанов, все это вполне возможно, но нужны поддержка и содействие со стороны руководства республики.

Дело в том, что для того, чтобы судоремзавод мог существовать и полноценно работать, необходимо провести дноуглубительные мероприятия, поднять два затонувших поблизости корабля, которые препятствуют заезду судов.

«В 2012 году в отношении нашего завода была объявлена процедура банкротства. Сейчас мы полностью уплачиваем налоги, которые, кстати говоря (речь идет о земельном), были практически вдвое увеличены. Хотелось бы содействия со стороны руководства республики в части льготного налогообложения предприятия сроком на 3 года.

В перспективе мы сможем создать на предприятии порядка 100 рабочих мест с заработной платой выше среднего по республике (более 20 тысяч рублей). Все эти мероприятия планируется осуществить планомерно в срок от 5 до 10 лет», – поделился с нами директор ЗАО «Судоремонт».

Безусловно, возрождение предприятия – это затратное мероприятие, завод планирует все это осуществить собственными силами. Речь идет о трех миллиардах рублей. По заверению руководителя предприятия, в будущем оно сможет обслуживать боевые корабли Пограничного управления, Каспийской флотилии и так далее.

Для наглядности Ахмед Курбанов привел одну цифру: для того, чтобы переправить судно на ремонт в Астрахань, по разным меркам потребуется от 2 до 5 млн рублей. «А ведь все эти средства могли бы оставаться в республике», – заявил Курбанов, подчеркнув, что при удачном стечении обстоятельств завод в силах ремонтировать от 15 и более судов в год. Кроме того, после приобретения нового плавучего дока количество ежегодно обслуживаемых судов можно и вовсе удвоить.

Сегодня завод может обслуживать порядка 80 процентов всех типов судов, плавающих на Каспии. Плюсов от этого много, потому что при развитии судоремонтного предприятия будут загружены и другие республиканские промышленные объекты: ОАО «Дагдизель», ОАО «Завод им. Гаджиева», Концерн КЭМЗ.

«Здесь идет речь о кластерном подходе, поскольку в перспективе возможно развитие судостроительного комплекса, строительство причала для кораблей и яхт», – резюмировал собеседник.

Стоит отметить, что инициативу возрождения судоремонтного завода поддержали в Правительстве Дагестана: министерству промышленности и торговли РД поручено до 2017 года оказать содействие в реализации данного инвестиционного проекта. Руководство завода надеется в дальнейшем выйти с предложением придать инвестпроекту статус приоритетного.

Сегодня на предприятии работают порядка 30 человек. Как стало известно, вопрос подготовки кадров здесь также остается открытым: единственный морской колледж, который функционировал в Махачкале, был также в свое время закрыт. 

По словам Ахмеда Курбанова, в рамках комплексного развития судоремонтного завода планируется в будущем решить вопрос с судьбой этого учебного заведения, поскольку единственная ему альтернатива – это морские колледжи в Астрахани.