Мединский заявил, что преподавание истории России в школах и вузах должно быть объективным



источник: ТАСС

Процесс преподавания исторических дисциплин в школах и университетах должен быть объективным, чтобы ошибки прошлого никогда не повторялись. Такую точку зрения высказал помощник президента РФ Владимир Мединский в интервью изданию "Аргументы и факты", опубликованном в пятницу.

"История должна быть объективной. Не заставляющей поверить в собственную неполноценность, но и не лакированной. Более того. Мало рассказать в учебнике про массовые репрессии 1930-х [годов]. Надо показать, что они были не просто порождены режимом, они были обусловлены системой, созданной Лениным и Сталиным. Надо это знать и понимать, чтобы исключить даже теоретическую возможность воссоздания подобной системы", - сказал он.

По его словам, ситуация, когда одной и той же исторической личности даются полярные оценки, является нормальной, однако недопустимо искажать или замалчивать исторические факты. "Никто не отрицает многовекторность, дискуссионность в оценках той или иной личности, событий. Они были, есть и будут, тем более когда находятся неизвестные ранее факты, это нормально. Ненормально вычеркивать, устранять кого-то или что-то из исторической памяти, впадать в бездумное восхваление или порицание. Давать оценки только и исключительно исходя из наших сегодняшних представлений о морали, праве, добре и зле, судя из дня сегодняшнего, зная точно сегодня результаты, последствия их деяний", - подчеркнул помощник главы государства.

Уроки истории

Говоря о различных методиках преподавания, Мединский обратил внимание на то, что история должна объединять граждан. "Главное - научиться уважать мнение друг друга и признать, что история - сложное и многомерное понятие. Не нужно в ней оправдывать всех и вся, но в то же время не нужно стыдиться своего прошлого, варварски вырывая из него страницы. Нужно научиться воспринимать историю объективно, без прикрас. <...> Наш опыт научил нас, что давно пора примириться: история должна объединять граждан, а не становиться очередным поводом к началу национального противостояния", - подчеркнул он.

Помощник президента напомнил, что изучение истории воспитывает у подрастающего поколения чувство ответственности за будущее, которое со временем тоже станет предметом изучения историков. "То, что в прошлом, - это уже история, а что в будущем - обязательно ею станет. Получается, история - это и есть наша жизнь, и творим мы ее сами. Изучение истории воспитывает в школьнике чувство ответственности за себя, за ближних, за страну. Оно способствует становлению человека, формирует его сознание и мировоззрение. <...> Пора уже раз и навсегда усвоить, что история - это не базовый набор зазубренных дат и событий, необходимый для сдачи ЕГЭ", - сказал Мединский.

Говоря о праздновании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, он подчеркнул, что современное поколение не должно искать в прошлом новые смыслы будущего. "Мы обязаны помнить, но мы не должны искать в прошлом заготовки для будущего. <...> Мы не вправе эксплуатировать эту тему, будучи не в состоянии найти новые смыслы для будущего. Официально Дней воинской славы у нас сейчас, если мне не изменяет память, менее 20, если же календарь внимательно полистать, то едва ли не на каждый день года приходится какая-то памятная дата военной истории, победа русской армии, и каждая из них должна нас цементировать. Цепь всегда состоит из звеньев, вытащи одно - и все остальные потеряют смысл", - подчеркнул он.

 

"Рассказываешь ли ты про славные страницы истории или про те, о которых вспоминать не хочется, нужно делать это во благо. Не ради самопиара, не ради того, чтобы сотворить себе имя на очернении памяти предков, а ради будущего", - добавил Мединский.